Ви є тут

Современная российская студенческая семья: социокультурный анализ

Автор: 
Шеховцов Евгений Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295353
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению семьи 14
1.2. Сущность современной семьи как социокультурного 33
феномена
1.3. Социокультурные особенности студенческой семьи в 53
условиях современной России
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 75 СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
2.1. Социокультурный портрет современной российской 75
студенческой семьи
2.2. Государственная семейная политика в отношении 108
российской студенческой семьи: задачи и направления ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 139
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 160
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменение социокультурной ситуации в современной России затрагивает все формы социального бытия, где одной из важнейших является семья. Представляя собой синтезированную, многогранную систему социокультурного функционирования общества, семья испытывает влияние множества социально-психических, культурно-исторических факторов, влекущих за собой глубокие сдвиги в семейных отношениях. Это обостряет проблемы семьи и делает их предметом государственной политики. Так, по инициативе Президента России 2008 год был объявлен Годом семьи, проведение которого нацеливалось на решение важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки семьи на основе базовых семейных ценностей. В этих условиях возникает необходимость определения болевых точек функционирования и развития российской семьи на современном этапе, что и актуализирует данную проблематику.
Становление инновационного социокультурного потенциала общества связано с потребностью активной позиции молодой семьи, которая как сложный социокультурный феномен характеризуется специфическим набором ценностных приоритетов и жизненных стратегий ее членов. В условиях современных трансформаций в первую очередь молодая семья испытывает на себе как позитивные, так и негативные последствия таких преобразований. Социально-экономические, морально-психологические трудности обусловливают неустойчивость молодой семьи, высокий уровень разводов. В то же время нестабильность семейно-брачных отношений влияет на социальное самочувствие молодых супругов, а следовательно, на самореализации их в профессиональной деятельности. В этой ситуации акцентируется внимание научного сообщества на социокультурных аспектах жизнедеятельности молодых семей.
Наиболее уязвимой с точки зрения социально-экономического положения, но и наиболее продуктивной в интеллектуальном плане,
\
15
Бахофена он трактовал род не как разросшуюся семью или совокупность семей, а как социальную форму, предшествующую семье1.
Идеи матриархата и исторического развития семьи с одной стороны нашли поддержку в трудах М. М. Ковалевского, И. Колера, Дж. Леббока, с другой - подверглись острой критике в работах Э. Гроссе, Г. Мэна, Э. Тейлора, К. Штарке.
Американский антрополог Льюис Г. Морган в своих исследованиях четко отграничил род от семьи, показав, что род является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Разложение коллективной собственности и появление частной собственности ведет от материнского рода к отцовскому и превращает парную семью в моногамную, патриархальную семью. Таким образом, Морган отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования2.
Идея Льюиса Г. Моргана была развита Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ф. Энгельс связывал эволеоцию форм семьи и брака с процессом исторического развития государства и общества, в том числе возникновение моногамной семьи с развитием товарных отношений и частной собственности. Он утверждал, что моногамная семья - не итог индивидуальной любви, а выражение экономических условий господства мужа, и что рождение детей, наследующих его богатство, - истинная цель моногамии3.
Изучение социальных проблем семьи как направление в науке начало складываться во второй половине XIX столетия на основе исторического
1 Антонов, А. И., Медков, В. М. Социология семьи. / А. И. Антонов, В. М. Мсдков. - М., 1996
1 Льюис Г. Морган. Первобытное общество. - СПб, 1890.
3 Антонов, А. И. Социальные изменения и институт семьи / А. И. Антонов // Человек, семья, духовный мир на пути к информационному обществу. М., 1994
анализа процессов возникновения и эволюции семьи. Социальные проблемы семьи рассматриваются и в работах К. Маркса. К.Маркс и Ф.Энгельс1 исходили из общественной необходимости коренного изменения традиционных отношений семьи и общества на основе отмены частной собственности и формирования новых производственных отношений, что обуславливало приоритет общественных ценностей над семейными, редукцию традиционных семейных функций.
Таким образом, сутью изучения семьи как социального феномена является рассмотрение универсальности семьи и смены ее форм в истории. Большой вклад в разработку рассматриваемых проблем внесли русские ученые Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский, С.П. Толстов, Ю.И. Семенов, М.О. Косвен2. Так, М.М. Ковалевский изучал проблемы влияния христианства на семейные отношения, возникновения семейного кодекса «Домостроя» и его воздействия на общественное мнение относительно семейного образа жизни в России, развитие семейного права и, наконец, создание «теории генетического родства всех социальных явлений и общественных институтов - генетическую социологию». Он высказал мысль о возникновении экзогамии как средства снятия конфликтов и антагонизма внутри первобытных промискуитетных объединений.
Точки зрения на семью образуют важное научное направление, представляющее социологию семьи. В узком смысле социология семьи как важная часть генетической социологии сталкивалась с проблемой многообразия исторических форм семьи и брака, постоянной смены их под влиянием социальных изменений. При этом ученым предстояло решить вопрос о том, что образует саму семью как таковую и что именно определяет
1 Маркс, К, Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21.
2 См.: Дубакин, Д. Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления Домостроя / Д. Н. Дубакин- СПб., 1880; Ковалевский, М. М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении / М. М. Ковалевский Т. 1-2.- М., 1886 ; Семенов, Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю.И. Семенов - М.: Мысль, 1974