Этническая идентичность ногайцев России
План:
Введение.............................................................2
ЬЭтническая идентичность как объект социологического исследования 11
§1. Научные подходы к определению «этничности», «этнической
идентичности».......................................................11
§2. Этническая идентичность в структуре социальной идентичности.................................................. 30
II. Формирование «ногайской» идентичности и система этнических символов
ногайцев............................................................35
§1. Происхождение и расселение ногайцев.............................35
§2. Ногайский язык как символ этнической идентичности...............44
§3. Религия как символ ногайской идентичности.......................53
§4. Символы ногайской идентичности - «род» и «тамга»................67
III. Результаты социологического исследования этнической идентичности
современных ногайцев................................................55,
§ 1. Программа эмпирического исследования...........................
§2. Этническая идентичность в структуре социальной идентичности 16
§3. Внутриэтнические взаимоотношения современных ногайцев 89
§4. Межнациональные отношения в регионах проживания ногайцев 108
Заключение...............................................................135
Список литературы........................................................1^5
Л
1
Введение.
Актуализация этнических проблем в современном мире выступает как ответ на процессы глобализации. Чем сильнее «вызовы» глобализации, тем с большей настойчивостью народы стремятся сохранить свою культуру, язык, религию и традиции. Поэтому так остро сегодня стоят проблемы этнической идентичности. В подобной ситуации нужна новая стратегия, способная интегрировать в процесс глобализации общечеловеческое и этническое, обеспечить право народов на культурную и цивилизационную самобытность. Проблема идентификации и самоидентификации особенно актуальна для такой полиэтнической страны как Россия. Взаимодействие различных этнических групп в едином культурном, географическом и политическом пространстве сопровождается своими особенностями и сложностями. Рассмотрение отдельной группы как части целого общества позволяют определить процессы, происходящие внутри самой группы и взаимоотношения ее с другими.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена глубокими переменами в социокультурной жизни современного российского общества. Конец 80-х - начало 90-х годов XX века в России стало временем социально-экономических перемен и стремительного роста этнического сознания населения страны. Изменения географических границ, миграционные процессы привели к потере прежних идентификаций и поиску новых.
Модернизационные процессы в социокультурном пространстве ведут к появлению и актуализации новых форм идентичностей, в том числе и этнической идентичности. В последние два десятилетия этничность становится одной из существенных переменных современного общества, что контрастирует с теоретическими представлениями о современности, описываемых в глобалистских категориях. Это заставило ученых по-
жилище, одежду и др.), а также этническое самосознание4. Важной заслугой исследователя представляется также введение им в науку понятия «этническая граница», т. е. признаков, отделяющих один этнос от другого. Таким образом, этот термин был введен задолго до Ф. Барта, после выхода работ которого понятие «этнической границы» получило широкое распространение.
«Этнос» в определении академика Ю.В.Бромлея представляет собой «исторически сложившуюся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, сознанием своего единства и отличия»5. «Этнос», по введенной Бромлеем классификации, рассматривается в узком и широком смысле слова. В первом варианте, «этникос» - все люди одной национальности или этноса. В широком значении слова «этнос» - это ЭСО - этносоциальная общность, которая проживает в пределах собственного национально-государственного образования, т.е. «этносоциальная общность» сливается с понятием «нация».
Характерной особенностью теории этноса является то, что ее последователи рассматривают этносы как универсальную категорию, т. е. люди, согласно ей, принадлежали к какой-то этнической группе, этносу, значительно реже - нескольким этносам. Принцип, из которого исходили сторонники теории этноса, - принцип историзма, в данном случае предположение, согласно которому этносы сформировались в тот или иной исторический период и трансформировались в соответствии с изменениями общества. С точки зрения сторонников этого направления, этнос - это «исторически сложившаяся на данной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также осознанием своего единства и отличия
4 Кушнер (Кнышев) П. И. Этнические территории и этнические границы. М.: Издательство Академии наук СССР,
1951. С. 8-9.
5 Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. с.64.
от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)»6.
Заслуживает упоминания интеграционный, реляционный подход, представленный в работах А.Г.Здравомыслова. Ученый не отрицает примордиальной основы этничности, но дальнейшее существование этничности рассматривается сквозь призму социальной структуры общества. Этническая группа не является чем-то обособленным. Она существует только во взаимодействии и восприятии другими
п
национальными сообществами как отдельной группы . В настоящее время теорию этноса иногда рассматривают в русле примордиалистской парадигмы, хотя и не в биологизированном, а в культурно-историческом ее виде.
В рамках зарубежной социальной и культурной антропологии особое
О (\
место занимает «культурный примордиализм». (К.Гирц , У.Коннор ). Здесь «этничность» (этническая идентичность) рассматривается как «коллективно одобренный и публично выраженный мир личностной идентичности»10.
Этничность, согласно данной позиции, примордиальна в силу объективной ее заданности этнической культурой. Содержание этничности составляет все материальные и духовные феномены этнической культуры, все богатство этнических символов и образов, присущих каждой культуре, воспроизводимых и передающихся из поколения в поколение.
В западной традиции наиболее яркой фигурой, представляющей примордиалистский подход, является Э. Смит, который определяет этнос, как "общность людей, имеющих имя, разделяющую мифы о предках,
6 Бромлей Ю.В. Очерки теории эгаоса.М.,1983.с.58.
7 см.: Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект- Пресс, 1997
* см.: Gecitz С. The Interpretation of Cultures: selected Essays. - N.Y., 1973
9 cm.: Connor W. The National Question in Mamst-Lcninism Theory and Strategy. - Princeton, 1984
10 Gccrtz C. The Interpretation of Cultures: selected Essays. -N.Y., 1973. s.268.
- Київ+380960830922