Содержание
Введение...................................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа культуры взаимодействия социальных общностей в сфере высшего
образования...............................................................14
§1.1. Понятие, структура, функции высшего образования в зеркале
социологического подхода................................................14
§1.2. Трактовка социальных общностей и культуры их взаимодействия в
сфере высшего образования...............................................41
Глава 2. Особенности и основные проблемы культуры взаимодействия общностей преподавателей и студентов в сфере государственного и
негосударственного высшего образования....................................71
§2.1. Социальный портрет преподавателей и студентов государственных и
негосударственных вузов.................................................71
§2.2. Сравнительный анализ культуры взаимодействия преподавателей и
студентов государственных и негосударственных вузов....................103
Заключение.................................................. :..........143
Литература к диссертации.................................................150
Приложение 1 .............................................................172
Приложение 2.............................................................186
2
Введение
Актуальность исследования. События, происходящие в России в течение последних 15 — 20 лет, вызвали необходимость реформирования основных социальных институтов в сфере экономики, поли гики, культуры, образования и др. Децентрализация системы образования и интеграция российского образования в мировое образовательное пространство привели к глубоким трансформациям в системе высшего образования.
Переход вузов на двухступенчатую систему обучения, продолжающееся финансирование высшей школы по «остаточному принципу», развитие внебюджетного образования в государственных вузах, возникновение негосударственных высших учебных заведений, социальная незащищенность преподавателей, массовый уход высокообразованных педагогических кадров из высшей школы в другие сферы деятельности - всё это и многое другое отразились как па мотивационной системе преподавателей и студентов, их ценностных ориентациях, интересах и потребностях, так и на взаимоотношениях субъектов высшей школы, культуре их взаимодействия.
Социальная трансформация российского общества ориентирует высшее профессиональное образование на формирование личности, способной к быстрой адаптации в условиях динамично изменяющегося мира. Современная социальная реальность требует от высших учебных заведений подготовки высококлассных специалистов, обладающих необходимым уровнем культуры, устойчивой мотивацией к саморазвитию и самосовершенствованию.
Успешное выполнение этих задач во многом определяется уровнем культуры взаимодействия субъектов высшей школы. От того, каким образом взаимодействуют социальные общности преподавателей и студентов, в значительной степени зависит качество высшего профессионального образования.
Большинство современных студентов имеют такой уровень базовой подготовки, который не позволяет им самостоятельно добывать новые знания. В этой ситуации эффективность учебного процесса довольно сильно зависит от характера взаимоотношений преподавателей со студентами, степени активно-
эти учреждения реализуют образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений, а также осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации, проводят научные исследования.
Для нас наиболее значимой разновидностью структуры высшего образования является деление его на государственное и негосударственное. Мы считаем, что данная разновидность структуры требует особого внимания по целому ряду причин, связанных с:
^ возникновением и бурным развитием негосударственного сектора высшего образования;
^ появлением платных форм обучения в государственных вузах;
^ возникновением в вузах новых специальностей;
^ готовностью вузов (государственных и негосударственных) к быстрой адаптации и реагированию на изменения, происходящие в мировой экономике и 'образовании;
^ качеством высшего образования, предоставляемым государственной и негосударственной высшей школой;
^ неоднородностью негосударственного сектора высшего образования;
^ значительным увеличением числа студентов, обучающихся в вузах;
^ противоречивым восприятием населением страны и властными структурами негосударственного высшего образования, что проявляется, с одной стороны, в постепенном росте авторитета негосударственного высшего образования, с другой - в негативном отношении к нему некоторой части общества.
Для дальнейшего анализа высшего образования необходимо определиться с понятиями государственного и негосударственного высшего образования.
Государственное/негосударственное высшее образование представляет собой одну из подсистем высшего профессионального образования, характеризующуюся порядком финансирования (государственные вузы получают финансирование из средств федерального бюджета, а негосударственные из бюджета учредивших их организаций и частных лиц), организационно-правовой формой,
наличием государственной аккредитации. Обе подсистемы осуществляют свою деятельность на основе государственных образовательных стандартов.
Важными понятиями в нашем исследовании являются «государственный» и «негосударственный вуз». Опираясь на ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1233, ст. 10] и имеющиеся в литературе точки зрения [77; 202], сформулируем определения государственного и негосударственного вуза.
Государственный вуз — высшее учебное заведение, созданное Правительством Российской Федерации, имеющее государственную аккредитацию и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
Негосударственный вуз - высшее учебное заведение, созданное учредителями, имеющее государственную аккредитацию и финансируемое за счет бюджетов учредивших их организаций и частных лиц.
На протяжении нескольких последних лет социологи пытаются найти ответы на вопросы: какой вуз выберут абитуриенты? [87; 155], сколько абитуриентов предпочтут получить высшее образование в государственных вузах и сколько в негосударственных? [1; 80], каковы будут мотивы этого выбора? [193].
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что одним из основных критериев, которым руководствуются абитуриенты при выборе учебного заведения, является качество высшего образования.
Актуальность проблемы качества образования связана со значительными изменениями, произошедшими в России в последние десятилетия: это и децентрализация образования, и подготовка к вступлению в Болонский процесс, и появление новых форм образования.
Качество высшего образования играет огромную роль, т.к. хорошее образование является одним из важнейших каналов усиления социальной мобильности в обществе и служит своеобразным социальным лифтом, поднимающим людей снизу в более высокие страты общества [174, с. 193]. Сегодня основой для выживания любого вуза является качественное образование, характеризуе-
19
- Київ+380960830922