Ви є тут

Духовные ценности субкультуры тяжелобольных

Автор: 
Дюкова Сабина Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302302
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ.................................... 16
1.1. Истоки и классические теории природы духовных ценностей ... 16
1.2. Современные концепции природы и типологии духовных ценностей............................................. 40
1 3
’ ' Социальный статус тяжелобольных как объект социологического
65
историко-методологического исследования .........
ГЛАВА И. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СУБКУЛЬТУР ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ...................................... 94
2.1. Базовая теоретическая модель духовных ценностей тяжелобольных людей................................... 94
1
2.2. Проблемы эмпирических исследований духовных ценностей тяжелобольных людей ................................. 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... 167
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................... 169
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
174
3
ВВЕДЕНИЕ
В истории человечества одной из наиболее стабильных и очевидных характеристик степени цивилизованности общества было отношение к тяжело и безнадежно больным людям, что в конечном счете и составляет основной социальный заказ на 1уманитарные исследования в этой области.
Такой заказ, впрочем, никогда не был достаточно сильно оформлен, и проблематика ценностей и духовной культуры тяжелобольных никогда не была центральной в истории гуманитарной науки.
Целый ряд причин, однако, оставлял такую проблематику достаточно, актуальной. Выделим лишь наиболее очевидные из них:
• традиционную, пограничную с медициной, практику изучения психологии тяжело больных, включая все более обширную психотерапию;
• накопление соответствующих эмпирических социологических данных, тем более, что такая генеральная совокупность просто очень удобна для применения ряда неклассических социологических методов;
• высокие, а иногда и рекордные темпы роста ряда тяжелых заболеваний, в том числе психиатрических, прямо стимулируют и социологическое изучение все новых страт больных людей, учитывая, что в нее входят люди все более разного имущественного положения и, следовательно, с разными привычками и ценностями;
• все более определяет актуальность избранной проблематики и мощная западная традиция хосписов, только оформляющаяся в России, как и деятельности центров милосердия, исторически более привычных для нашей страны;
• до известной степени такая актуальность определяется и гуманитарными исследованиями субкультур, интерес к которым всегда был достаточно высок, как и их роль в современной общественной жизни.
очень живучей, поскольку тезис Вольтера («религия возникла там, где простак повстречался с мошенником»), в сущности, ставит вопрос о природе «псевдоценностей»21;
• выход в фокус гуманитарной науки вульгарно-материалистических трактовок (В. Вундт, К Бюхнер, А. Молешотт) ценностей и попытка обосновать положение о «базовых» физиологических потребностях;
• появление и широкое распространение еще одного системоцентрирующего фокуса ценностей, классового интереса, в рамках классического марксизма;
• формирование идеалов «безупречных ценностей» в идеальных утопических моделях (Морелли, Г. Бабеф, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р.' Оуэн);
• первые попытки собственно психологического анализа ценностей в английском сенсуализме (Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Юм, позже Д. Пирс, Д. Дьюи);
• появление первых экзистенциальных концепций С. Кьеркегора,
Н. Гоголя, Ф. Достоевского, в рамках которых источник ценностей трактуется
99
именно как выражение глубинной диалектики человеческой души, и т.д. .
Примерно с двадцатого века спектр интерпретаций природы и морфем ценностей предельно расширяется. Приведем поэтому лишь еще несколько вех разработки проблем природы и морфем ценностей в истории гуманитарной мысли.
В: Виндельбанд рассматривал ценность как нормы, которые образуют общий план, методологический инвариант всех функций культуры. В качестве ценностей у него выступают истина, добро и красота, а наука, правопорядок, искусство и особенно религия рассматриваются как ценносги - блага культуры, без которых человечество' не могло существовать; то есть ценность - не реальность и не ее отдельная характеристика, а идеал, носителем которого, по
В. Виндельбанду, является трансцендентный субъект. Насколько понял автор,
21 Вольтер. Философские сочинения. М., 1989.
22 Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. М., 2000; Нарский И.С. Щападно-европейсуая философия семнадцатого века. М.,‘1974; Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М., 1986; Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1988.