- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
Введение: Актуальность темы.
3
I глава:
Экспертный опрос
II глава:
Экспертный опрос, анкетирование
Степень научной разработанности проблемы.
Определение объекта и предмета исследования.
Цель и задачи исследования.
Методология исследования.
Формулирование гипотезы.
Эмпирическая база.
Научная новизна.
Т еоретическая и практическая значимость.
Апробация.
Структура.
Социальные корни меценатства в России 20
1. Концепция меценатства. 20
2. Социально-Экономические основы меценатства. 38
3. Социальжмсультурные и религиозные истоки. 56
4. Социально-правовые аспекты. ,ХГ 82 ^
Меценатство в России как общественное явление ЮЗ
1. Тенденции развития меценатства в России. 103
7. Меценатство в современном обществе. 132
Заключение.
1Ь4
Библиография.
Приложение.
Г/З
188
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. В настоящее время Россия переживает один из самых нелегких этапов своего исторического развития, когда многие из устоявшихся в эпоху социализма стереотипов мышления, моральных и социальных ориентиров более не отвечают запросам окружающей нас действительности. Возникает необходимость формирования новых нормативных установок, следуя которым представители различных слоев населения России могли бы адаптироваться к своеобразию нынешнего состояния страны и способность ее прогрессивное развитие. Важную роль в данном контексте играет проблема возрождения духовных традиций России. В связи с этим представляется чрезвычайно актуальным изучение нашего исторического наследия, извлечение из небытия тех светлых и чистых в духовном плане образцов созидательной деятельности, истинного, а не показного патриотизма, любви к ближнему, которые так ярко демонстрировали многие российские меценаты - благотворители во второй половине XIX - в начале XX вв.
Автор подробно остановился на освещении проблемы меценатства в России во второй половине XIX - начале XX вв., т.к. в данный отрезок времени завершается процесс институционализации меценатства складывается идеология, кодекс поведения его субъектов, а также формируется социальная группа жертвователей. Социальное явление меценатства реализовывало конкретные социальные функции и имело большое социальное значение. Причем, действие явления меценатства во второй половине ХЗХ - начале XX вв. проявлялось не только в реализации ряда культурных проектов, но также и в повышении массовой культуры в обществе, определении эстетических и моральных запросов различных слоев населения, которые, благодаря усилиям меценатов - предпринимателей, приобщались к достижениям мирового и
20 -
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ МЕЦЕНАТСТВА В РОССИИ.
§ 1. Концепция меценатства.
(экспертный опрос - социологическое исследование №3)
1.1 Формулировка основных понятий
Приступая к исследованию вопроса о меценатстве как социальном явлении чрезвычайно трудно охарактеризовать особенности его функционирования, ролевого статуса в обществе а также отразить взаимосвязь между субъектами меценатства и его объектами, не разработав четкую концепцию видения данной проблемы, определения ее понятийного аппарата. Основными понятиями, с нашей точки зрения, являются: меценатство, коллекционирование, благотворительность, спонсорство, корпоративная филантропия и социально-ответственный бизнес. Несмотря на то, что эти термины часто употребляемы в повседневной речи, в общественном сознании отсутствует четкое представление о том, чем отличаются данные понятия друг от друга, какую смысловую нагрузку они в себе несут. Если меценатство и коллекционирование предметов искусства с последующей передачей государству - это традиционные виды деятельности, то спонсорство, корпоративная филантропия - явления достаточно новые, возникшие в нашей стране всего лишь несколько лет назад.
Слово “меценат” произошло от имени римского государственного мужа, приближенного императора Августа - Мецената Гай Цильния (родился между 74-64 гг. - умер 8 г. до н.э.).1 Он известен своим влиянием на современную ему литературную жизнь Рима. Общественная деятельность Мецената Гай Цильния знаменательна также тем, что он оказывал широкую поддержку деятелям науки и искусства. После его смерти имя Меценат стало нарицательным, и
1 БСЭ.- М.: Советская энциклопедия, 1974, т. 16, с. 200.
21 -
покровительство представителям научной и культурной элиты общества получило название меценатства.
С тех пор содержание данного понятия несколько изменилось и расширилось. В соответствии с проведенным нами социологическим исследованием позиции российских экспертов в сфере изучения тенденций развития меценатства у нас в стране во второй половине XIX - начале XX вв.(социологическое исследование №3), большинство респондентов (7 из 10) согласилось со следующим определением понятия меценатства: это оказание материальной и иной поддержки разного рода культурным начинаниям, создание или содействие в организации музеев, выставок, театров, просветительских учреждений, издание журналов, книг и проведение других важных в общественном отношении культурных проектов, а также покровительство отдельным представителям искусства, культуры. Неприменным условием деятельности меценатов является не только финансовое, но и личное участие субъекта, его вовлеченность в реализацию тех или иных культурных программ. Меценаты конца XIX - начала XX вв. принимали самое активное участие в культурной жизни России. Они не ограничивались актами разовой помощи, а «меценатствовали» на протяжении длительного периода времени.
Многие российские меценаты были коллекционерами произведений искусства и культуры, которые впоследствии передавались ими в дар городу или научным учреждениям. «Коллекционирование - это целенаправленное собирательство, обычно имеющее научную, историческую или художественную значимость. В основе коллекционирования лежит познание, удовлетворение определенных интересов.»1 «... Коллекционирование как общественная акция и меценатство как общественно полезное действие являлись составной частью более широкого понятия - благотворительных
1 БСЭ.- М.: Советская энциклопедия, 1973, т. 12, с. 432.
- Київ+380960830922