2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи.................................12
1.1. Социокультурный подход к изучению социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи................................................12
1.2. Анализ социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи в
развитии...............................................................41
Глава 2. Социокультурное взаимодействие пожилых людей и молодёжи в условиях трансформации современного российского общества................63
2.1. Особенности социального положения пожилых людей и молодёжи в современных социокультурных условиях....................................63
2.2. Характер и причины трансформации социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи в условиях изменения
культуры...............................................................82
Заключение........................................................... 108
Список использованной литературы.......................................112
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В развитии общества одной из самых важных действующих, информационных сил являются поколения и их взаимоотношения. Отношения поколений пронизывают все общественные связи, вплетаются в них и в силу своей биолого-социалыю-духовной природы ближе всего и по происхождению и по перспективам к истинно человеческой сущности. Конструктивное социальное взаимодействие между поколениями, в ходе которого реализуется социокультурная преемственность, - является одним из основных условий развития и функционирования общества, поддержания его стабильности в настоящем и будущем, тогда как проявления социокультурного раскола в отношениях между разными поколениями могут с полным основанием рассматриваться как значимый фактор социального риска. Характер отношений между поколениями накладывает свой отпечаток на решение обществом проблем сохранения социокультурной преемственности, трансляции базовых социстальных ценностей, поддержания социальной интеграции.
Переходное состояние общества способствует росту взаимного непонимания между поколениями, воспитанными в совершенно иных социальных условиях, в разных идеологических пространствах. Это проявляется в различии ценностных, социальных, политических ориентаций, социального поведения и мировоззрения старших и младших поколений. Всё это ставит под угрозу ощущение индивидами общества как целостности, объединяющей разнонаправленные личные и групповые интересы, и может привести к развитию аномии и окончательному разрушению социетального единства.
Произошедшие за последние десятилетия существенные изменения в культурных, социально-экономических и политических условиях в России усиливают сложность и многомерность проблемы социального взаимодействия между старшим поколением и поколением молодых. Ухудшение социально-экономических условий, оказывающих влияние на
12
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И МОЛОДЁЖИ
1.1. Социокультурный подход к изучению социального взаимодействия
пожилых люден и молодежи Историческое развитие общества неразрывно связано с процессом смены поколений и межпоколенной трансляцией культуры. Только в результате культурной преемственности каждое новое поколение людей для осуществления своей деятельности овладевает достижениями предшествующих поколений, условиями, в рамках которых ему предстоит жить и действовать, делает своим внутренним достоянием культурные ценности, которые создали его предшественники. Но каждое новое поколение вносит и свой собственный вклад. Прошлое - это уже реализованные возможности, а настоящее - эго момент перехода возможностей в действительность. Будущее - это то, чего нет в форме актуальной действительности. Из этого возникает проблема: риск распада единства социокультурного пространства и времени, которые невозможны без содержательного социокультурного взаимодействия людей разных поколений (под которыми понимают объективно складывающиеся конкретно-исторические совокупности близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующиеся специфическими антропогенетическими, социально-психологическими, идейно-нравственными и этнокультурными особенностями, сходными духовными ценностями, социальным опытом и образом жизни) [см.: 6,24].
Законы и нормы трансляции культуры выражают взаимодействие между индивидуальным и групповым приспособлением, изменяются с изменениями в общественной жизни и не мо1уг рассматриваться с точки зрения отдельно взятого индивида. Их истинная природа и функции быть формами коллективной адаптации раскрываются не в отношении двух
13
произвольно взятых смежных поколений, а только в истории на протяжении смены многих поколений [см.: 115,480].
Гармоничное сосуществование трёх жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения людей пожилого возраста, - является одним из важнейших и необходимых условий формирования, стабильного функционирования и перспективного развития любого общества.
Смена поколений имеет важные социокультурные последствия, поскольку каждая генерация, сформировавшись в конкретной исторической обстановке, является носителем специфического и в известной мере уникального социокультурного опыта, убеждений, ценностей. Ныне живущие в нашей стране поколения рождались в разное время, их социальное формирование проходило каждый раз в неповторимых социокультурных условиях, поскольку даже одно и то же историческое событие по-разному отражалось на судьбах современных ему поколений, находившихся в разном возрасте [см.: 46; 194;195]. Поколение - наиболее богатая по потенциальному содержанию разновидность возрастной совокупности, подчеркивающая динамический характер межпоколенных взаимодействий.
Преемственность поколений сегодня понимается как неоднозначный, разнонаправленный социальный процесс реверсионной поколенческой трансляции и является необходимым условием общественного развития. Это обеспечивает стереотипизацию поведения и ожиданий людей, привитие социальных норм, закрепление и воспроизводство опыта межпоколенных отношений [см.: 144; 171].
Социальное взаимодействие между поколениями происходит в двух, различных по масштабу и находящихся в постоянном и глубоком взаимодействии системах - на общественном уровне (в рамках межпоколенческих институтов), и на индивидуальном уровне, в рамках семьи.
- Київ+380960830922