2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................3
Глава 1. Система этноконфессиональных ценностей *\ как социологическая проблема.
] 1.1 Проблема этнических и конфессиональных ценностей
* в зарубежной и отечественной науке.......................14
1.2 Социологические перспективы исследования
этнических и конфессиональных ценностей..................40
Глава 2. Этноконфессиональные ценности в условиях реформ: тенденции и противоречия.
2.1 Возрождение этноконфессиональных ценностей
в условиях общественной трансформации....................68
2.2 Особенности этнических и конфессиональных ценностей в культуре русского населения Оренбургской области
(на материале эмпирического исследования)................84
2.3 Проблемы оптимизации этноконфессиональных ценностей титульного народа в многонациональном окружении............. 117
Заключение.....................................................137
^ Список литературы..............................................146
Приложения.....................................................162
Л
г
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что в современном мире национальные, межнациональные и мсжконфессиональные проблемы приобрели наиболее острый характер. XX век ознаменован межэтническими конфликтами, всё чаще в обществе можно слышать о проявлении таких негативных явлении как ксенофобия, нсламофобия, русофобия. В таких условиях, сохранение этнополитической стабильности и поддержание спокойных межэтнических отношений становится одной из важнейших задач современного полиэтнического общества, каким является и Россия.
Коренные изменения политического строя, государственного устройства России вызвали большие изменения в структуре межэтнических связей, характере межнациональных отношений, в положении и деятельности религиозных организаций в обществе, что нашло выражение в более тесном взаимодействие религиозного и национального.
Современное возрождение национального и конфессионального самосознания, оказывает большое влияние на жизнь и культуру народов, населяющих регионы России, в том числе и Оренбуржье. Южно-Уральский регион в территориальном, конфессиональном и этническом отношении является одним из крупнейших в России. Оренбургский край, несмотря на свою относительную молодость в плане государственно-административной организации (Оренбургская губерния была официально образована 15 марта 1744 г.), в XVIII в. отличался взаимодействием различных этносов, что и обусловило обширность конфессионального пространства региона. Исторический процесс формирования сложной национальной и конфессиональной структуры населения Оренбуржья предопределил наличие специфических интересов и ценностей каждой из этно-нацнональных и конфессиональных групп, неизбежность противоречий между этими интересами, необходимость их учета и гармонизации.
Этничность, часто выступающая в форме религиозных убеждений и наоборот, религиозные установки, имеющие существенную этническую окраску, стали на рубеже двух тысячелетий важнейшим и опаснейшим фактором соци-
идеалы и убеждения, причем основные убеждения и цели индивидуума либо общества» .
Определенный вклад в разработку проблемы ценностей внесла западная психологическая мысль, особенно те направления, которые активно занимаются проблемой ценностей в рамках изучения этнопсихологических особенностей народов.
Выдающийся швейцарский психолог Карл Густав Юнг, определяя роль коллективного бессознательного в психическом составе этноса, указывает на то, что поведение индивидов или целых этнических групп можно в какой-то мере объяснить в терминах архетипической энергии. Он считает, что «так как архетипы всегда наполняются конкретным содержанием, то они лежат в основе символики, ритуалов, мифов...2», а, следовательно, и ценностных ориентаций этноса.
Французские ученые Жан Любьс и Рене Мандру вводят в научную сферу психологии понятие «ментальность». Эта категория дает возможность анализировать психический состав людей и включает в себя три структурных компонента: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Именно
поведенческая система ментальности, по мнению Ж.Любье и Р.Мандру, служит импульсом актуализации элементарных фиксированных установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей3.
Интенсивно развивающаяся с конца 80-х г. XX в. отечественная этнопсихология совершенствует категорию национальных и этнических ценностей, выделяя в ней новые компоненты. Например, психологи В.Г. Крысько и Л.Д. Деркач считают, что «национальные ценности - это совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие»4. Национальные ценности, по мнению исследователей, «...выступают в роли
1 Ценности И Полиной толковый С0ЦН0Л01 ический словарь (Collins). - М., 2001. - С. 431-432.
2 Юнг К.Г. Аналитическая психология.-М., I995.-C.90.
■* Современная зарубежная этнопсихология. - М.. 1979. - С. 132.
4 Крысько П.Г., Деркач А.А.Этнопсихология. Ч. 1-2.-М., 1992.-С. 27.
социально и нормативно-культурных аксиом поведения людей одной этнической принадлежности. В условиях социальной аномии, защита национальных ценностей иногда служит «оправданием» тех или иных правовых и политических действий. Кроме того, национальные ценности очень активно влияют на характер межнациональных отношений и часто находят свое выражение в национализме»1.
Украинский психолог Л.С.Баронин, исследуя психологические процессы, происходящие в этнических общностях, указывает па то, что национальная идентификация как процесс самоотождсствления с нацией на основании какой-либо связи, невозможна без принятия ценностей той или иной нации. Этнические ценности в его понимании это все то, что принимает для этнической общности важное социальное, этическое и моральное значение2.
Московский этнопсихолог Р.У.Солдатова, рассматривая социально-психологические аспекты межэтнической напряженности, определяет этнические ценности не только как элемент этнической культуры, но и как основополагающие психологические условия сохранения этнической общности как целостного и неповторимого организма3.
Таким образом, в отечественных работах по этнической психологии этнические ценности также воспринимаются как обязательный краеугольный камень этнонациональной идентификации, различаются лишь авторские подходы к определению объема идентификационного пространства включаемого в систему ценностей. Бели одни относят к системе ценностей все имеющее для самого этноса какое-либо значение, то другие - лишь те элементы этнической культуры, которые имеют важное значение для самосохранения этноса.
Наряду с этнопсихологической традицией проблема ценностей и этноконфессиональных ценностей интенсивно разрабатывалась в последнее
1 Крмсько П.Г., Дсркач Л.Л. Эпюпснхологня. Ч. 1-2. - М., 1992. - С. 28.
2 Баронин Л.С. Эгничсская ncuxo.ioi ия. - Киев. 2000. - С. 53.
5 Солдатиа Р.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998. - С. 102.
- Київ+380960830922