Ви є тут

Делинквентное поведение: социокультурная обусловленность

Автор: 
Клинтух Ирина Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295682
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3
Глава I. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ ......................... 14
1.1. Делинквентность в системе понятий девиантологии......... 15
1.2. Социокультурная детерминация делинквентного поведения....30
1.3. Национальное и глобальное измерения делинквентности .... 47
Глава II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ, СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ АСПЕКТЫ И ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ ...................... 66
2.1. Социокультурный кризис переходной России и проблема делинквентности ........................................ 67
2.2. Ювенальный аспект делинквентности российского общества . 84
2.3. Социальные последствия делинквентизации российского общества.... 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................. 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..............................124
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................. 134
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Рост преступности в России последние десятилетия связывают с состоянием переходности и проблемами, порождаемыми рыночной трансформацией российского общества. Юристы и социологи с тревогой пишут об ускоренной криминализации всех общественных отношений, криминальной деформации экономической, социальной, политико-правовой и духовно-нравственной сфер жизни общества, об угрожающем характере этих процессов. Действительно, рост уровня преступности значительный: на территории бывшего СССР за последние 30— 40 лет преступность увеличилась в среднем в 6-8 раз, количество регистрируемых преступлений при постоянном сокращении численности населения впервые превысило порог 3,5 млн уголовно-наказуемых деяний1, при том что реальный объем преступности намного больше - 9-12 млн преступлений в год2.
Количественный рост преступности не является абсолютным показателем специфической трансформации российского общества. Во-первых, рост преступности, пусть не столь значительный, как в 90-е годы, наблюдался на протяжении всех послевоенных десятилетий. Так, преступность несовершеннолетних с 4-6 % в конце 40-х годов возросла до 15-20 % в конце 80-х3. А во-вторых, преступность во всем мире за последние четверть века увеличилась примерно в 5 раз, причем самый высокий ее рост и относительно высокие темпы прироста фиксируются в наиболее богатых, развитых и демократических странах (кроме стран СНГ, где темпы роста еще выше). В Шве-
1 Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации: Криминологический и уголовно-правовой справочник. М., 2007. С. 8-9.
2 См.: Доклад Генерального прокурора Российской Федерации на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации / Генеральное предупреждение//Российская газета. 2005. 25 яив.
3 Карпец И.И. Преступность как реальность // Вопросы философии. 1989. № 5.
С. 91.
3
нения в гражданско-правовом бесправии всего общества при неравенстве судебной системы. Социокультурный кризис позднесоветского общества, усиливший традиции неправового регулирования, делинквентных способов решения проблем обеспечения повседневных нужд и социального двоемыслия, выступает следующим пластом социальной памяти, определившим склонность россиян к делинквентным практикам. Трансформационные процессы 90-х годов составляют третий уровень социокультурных факторов делинквентности. Четвертый уровень представляют собой процессы глобализации, трансформирующей культурные коды различных обществ.
5. Одной из важнейших проблем российского переходного общества становится расширение поля делинквентных практик, превращение их во всеобщую норму социального действия и трансформация элементов делинквентности в образ мышления. Признаки качественной трансформации российского общества на основе делинквентности проявляются в превращении делинквентных практик в наиболее эффективный и социально легитимный способ социальной адаптации, в трансформации социальной структуры на основе делинквентных способов социального действия, в превращении делинквентных практик и делинквентных субкультур в способ социализации молодежи и подростков, формировании социально привлекательного, престижного стиля жизни, специфической чертой которого выступает делинквентность.
6. Усиление репрессивных мер не может рассматриваться как эффективная стратегия в борьбе с делинквентностью. Эффективная программа профилактики правонарушений должна строиться на основе целостного социокультурного комплекса факторов делинквентизации российского общества и включать: 1) меры по преодолению абсолютной и смягчению относительной депривации; 2) создание условий реализации моделей правовых действий; 3) формирование эффективной системы санкций, пресекающей и наказывающей отклонения от правовой нормы; 4) включение в систему санкций мер не только поощрения правоориентированного поведения, но и защи-
12
ты людей, индивидуально противостоящих делинквентности; 5) развитие правой культуры и правосознания россиян.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты и выводы, сделанные в ходе исследования проблемы, расширяют научные представления о характере и направленности социальных процессов в современном российском обществе и могут быть использованы для решения проблем его реформирования. Основные положения исследования могут быть использованы в сфере государственного и муниципального управления, в работе правоохранительных органов, в социальной работе при создании механизма профилактики делинквентности. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе в ходе чтения курсов и спецкурсов по социологии, социальной психологии, социальной работе, культурологии, криминологии в высших учебных заведениях.
Апробация результатов работы. Материалы исследований были отражены в 6 публикациях общим объемом 3,38 п.л., в том числе в изданиях перечня ВАК 1 статья, объемом 0,7 п.л. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к постановке на защиту в диссертационный совет на кафедре социологии, политологии и обществоведческого образования Педагогического института Южного федерального университета.
Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, подводящего итоги работы, а также библиофафического списка.
13