СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретико-методологические аспекты формирования ценностных ориентаций молодёжи в системе непрерывного профессионального образования. 9
1.1. Ценностные ориентации: сущность, содержание, процесс становления. 9
1.2. Непрерывное образование как фактор формирования профессиональных ценностных ориентаций молодёжи. 34
2. Практика формирования профессиональных ценностных ориентаций молодёжи 76
2.1. Особенности формирования профессионального самоопределения молодёжи в процессе обучения. 76
2.2. Проблемы развития профессиональных ценностных ориентаций молодёжи в процессе многоуровневого образования (по результатам социологического исследования). 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
137
139
152
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В начале 90-х годов XX века многие страны мира столкнулись с серьезными социальными проблемами, связанными в первую очередь с внедрением информационных технологий, изменением производственных, торговых и инвестиционных моделей экономики. Это привело к росту структурной безработицы и большому разрыву между имеющимися и требуемыми профессиональными умениями и навыками специалистов. В различных странах многочисленные попытки модернизации традиционной системы профессионального образования не дали желаемого эффекта. Стало очевидным, что решить эти проблемы в рамках традиционной системы образования не представляется возможным.
В связи с этим в обществе стала формироваться необходимость непрерывного профессионального образования, в котором личность и её потребности стали бы центром любой образовательной системы и в котором непрерывность образования с позиции индивида перестала бы совпадать с институциональным представлением непрерывности традиционной системы образования. Поэтому одной из основных идей реформ образования в 21 веке по праву является идея его непрерывности, которая выступает как новая парадигма мышления человека, утверждающая его стремление к постоянному обогащению личностного потенциала, профессиональных возможностей в соответствии с идеалами культуры, нравственности, профессионализма, полноценной самореализации в жизни.
В то же самое время в процессе обучения по системе непрерывного профессионального образования вырабатываются определённые профессиональные ценностные ориентиры, модели поведения обучающихся. Посредством этой новой образовательной концепции, ставящей во главу угла личность с её потребностями, способностями и возможностями и новыми формами реализации учебного процесса, в сознание обучающихся внедряются новые парадигмы, основной из которых является модель обучения через всю жизнь. Но данные практические новации должны иметь
I
компоненты: 1) субъекты ценностного взаимодействия; 2) объект - носитель ценности; 3) значение как идеальный аспект ценности; 4) ценность как предпосылку и результат ценностного взаимодействия.
Г.Е. Золотухина - Аболина в свою очередь, выделяет формы бытия ценностей в общественном сознании по двум основаниям: источнику формирования (массовое или специализированное сознание) и мере вербализации эмоционально - ценностных образов. Таким образом, ценности существуют в виде стихийно возникающих общезначимых чувств, переживаний, образов, настроений. Они поддерживаются традицией и опираются на конкретно - исторический тип общественного устройства. Другой массовой формой бытия высших ценностей является их нормативно - рассудочное существование. Нормативно - ценностные клише существуют в виде вербальных формул и важны для регуляции поведения людей (надо поступать так, а не иначе). [55, с.67]
Анализ теоретических концепций В.Г.Лукьянова, и Г.Е. Золотухиной -Аболиной, позволил диссертанту предложить вывод о том, что ценности являются основной- духовной составляющей человеческого бытия. Являясь регуляторами человеческих отношений на уровне всей общественной системы, они затрагивают глубинные пласты человеческого сознания и формируют как представление человека о самом себе, так и нормах его взаимодействия с окружающей действительностью. Ценности цементируют социальные действия и взаимодействия, являются своего рода образцами поведения личности в обществе. Отличие ценностей от норм, принятых в данной общественной системе заключается в том, что нормы - это общепринятые правила поведения, ценности же направляют поведение граждан в индивидуальном порядке.
В отличие от ценности, «ценностная ориентация - это комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально - психологических образований, которые интерпретируются в определённом ракурсе их значения. В качестве
14
таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей». [86, с Л 90]
В толковом словаре социальных технологий под ценностными ориентациями понимаются. «элементы структуры личности, характеризующие направленность её деятельности. В форме ценностных ориентации как результат усвоения ценностей общества ■ в процессе социализации фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Содержание ценностных ориентации подвижно, в них отражаются изменяющиеся условия, улавливаются, и закрепляются исторические тенденции. Изменения в ценностной структуре сознания - это изменение в смысловой картине мира в целом и смысловой характеристике отдельных его элементов». [134, с.24]
Анализируя данные определения, диссертант считает необходимым подчеркнуть, что ценностное отношение к действительности является сложным, многоуровневым отношением. Система ценностных ориентации выступает наиболее высоким уровнем саморегуляции. Совокупность ценностных ориентации, внутренне организуя содержание . сознания, обеспечивает относительно устойчивую направленность потребностей и интересов, последовательность линии поведения. Ценностные ориентации могут быть реализованы в поведении, но могут в силу каких-либо условий оставаться нереализованными. Каждая система ценностей имеет как бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме, как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.
С точки зрения Д.И. Фельдштейна «ценностные ориентации -интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить своё месторасположение во времени и пространстве природной и социальной
15
- Київ+380960830922