Содержание
2
Введение.........................................................3
Раздел 1. Социологические дискурсы феномена субкультуры.........11
Раздел 2 Коммуникативно-символическая система ролевой
субкультуры...........................................................40
Раздел 3. Социальный контекст ролевой субкультуры...............70
Раздел 4. Социальная идентичность ролевого движения.............90
Заключение.....................................................121
Список использованных источников...............................124
Приложение.....................................................134
Введение
Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа трансформации жизненных стилей молодежи в современном российском обществе. Новые молодежные субкультуры и движения позволяют реализовать потребность в социальной принадлежности, культурной нише, сформировать отличительный стиль и идентичность, предоставляя человеку в индивидуалистическом обществе новые возможности солидарности, недостаточные в традиционных социальных институтах. Ролевые игры живого действия позволяют создавать или воссоздавать любую историческую или вымышленную культурную среду, способствует самовыражению, реализации творческих способностей.
Разнонаправленные тенденции расширения возможностей жизненного выбора молодежи при одновременном росте факторов риска по-новому формулируют повестку дня государственной молодежной политики. Если в период рыночных реформ поддержка молодежи со стороны государства не была первостепенной задачей, то сегодня внимание к молодому поколению на политическом уровне настолько велико, что Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 2009 год был объявлен Годом Молодежи. Дискурсивное поле современной молодежной политики включает органы власти, бизнес, СМИ и общественность в качестве агентов поддержки молодежных инициатив и проектов, мобилизующих ценности успешности, предприимчивости, знания этнокультурных традиций, профессионализма и творчества. Являясь одной из наиболее массовых досуговых субкультур, ролевое движение обладает значительным социальным потенциалом проведения регулярных мероприятий как регионального, так и всероссийского масштаба с многотысячным участием молодежи. При этом, субкультура сохраняет горизонтальный характер самоорганизации, не допуская жестких иерархий, централизации и фиксации культурных стандартов, специфических для многих других общественных движений.
13
нескольких исторических эпох. Автор описал также и сотворение мира, то есть мифолого-религиозную его составляющую, что может поставить Дж. Р. Толкиена в ряд создателей новой религиозной парадигмы. Одни исследователи относят толкиенистов к культурно-просветительскому1 направлению молодежных субкультур, ориентированных на саморазвитие и творчество, другие называют их романтико-эскапистским4 типом субкультуры.
Первая всероссийская ролевая игра состоялась в 1990 году под названием «Хоббигскис Игрища», и именно эта дата становится точкой отсчета ролевого движения в России, тогда еще определявшегося как толкиснизм. Ролевое движение за счет интеграции других неформальных субкультур, даже отличающихся своей контркультурной направленностью, возрастало в численном отношении, привлекая своей досуговой спецификой. В то время как другие субкультуры предлагали альтернативные культурные приоритеты для жизни в том же самом обществе, ролевая субкультура предлагала просто сыграть в другие, «нереальные» миры.
В 1993-1994 гг. субкультура толкиенистов-ролевиков расширила диапазон ролевых игр. Новая волна включила произведения и других писателей-фантастов помимо Дж. Р. Толкиена, а также исторические сюжеты. Следует отметить, что эта субкультура переросла статус неформального молодежного объединения (НМО) поскольку не только сохранила приток молодежи, но и не потеряла представителей «первой волны», ставших опорой движения в 80-90-х.
В настоящее время имеются научные исследования и публикации, признающие за ролевиками право называться ролевым движением5. Заметим, что Э. Гидденс определяет социальное движение как «коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели
3 Лсвикова С.И. Молодежная культура - М.: «Вузовская книга», 2002. с 277-279.
4 Косарсцкая С.В. О неформальных объединениях молодежи/ С.В. Косорецкая, НЛО. Синягина-М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. с 16.
5 Славко М.А. Ролевое движение в России в 1990-2006 годах. Тверь: 'ГГУ, 2007 - С. 19.
14
посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов»6. В то же время субкультура, но мнению современной социологии, определяется наличием следующих обязательных черт:
- специфический стиль жизни и поведения;
- свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятие (это часто приводит представителей субкультуры к нонконформизму, что для представителей дихотомического функционализма равнозначно контркультурности)1.
Вряд ли можно представить себе ролевое движение без коллективных, социальных действий по организации и проведению ролевых игр и фестивалей, но без своеобразия символических и коммуникативных практик, такой субкультуры как «ролевики» также не существовало бы. Так что же это - субкультура или общественное движение? Оставив вопрос о первичности этих двух определений, мы можем утверждать гештальт компонентов и считаем необходимым учитывать как социальную составляющую, так и культурную.
По мнению Э. Дюркгейма, доминирующая культура представляет собой социальный организм, функционирующий таким образом, что его части не равны целому: «Сплачиваясь друг с другом, взаимно дополняя и проникая друг в друга, индивидуальные души дают начало новому существу» . Представление о целостности результата объединения компонентов несмотря на их, как упоминалось выше, «особый собственный характер», характерно для классиков функционального подхода. С точки зрения теории социальной солидарности необходимо принять во внимание существование двух неразрывно связанных сил: центростремительную и центробежную, которые не могут возрастать в одно и то же время. «Если мы
6 Гидденс Э. Социология. - М., 1999. - С. 585.
7 Матецкая Л.В., Самыгин С.И. Социология культуры: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8 Дюркгейм Э. Метод социологии М.: Канон, 1995 //Научная Библиотека// hUp://)ib.socio.msu.ru/l/library//2007.03.26
- Київ+380960830922