Ви є тут

Моральные ценности российской молодежи : Содержание, факторы и тенденции изменений, по материалам социологических исследований 70-х - 90-х гг. ХХ в.

Автор: 
Потапов Валерий Петрович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
272805
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
2
Введение.........................................................3
Глава 1. Общество и моральные ценности молодежи: теоретикометодологические предпосылки социологического исследовании
1.1. Диалектика взаимоотношений социальной реальности и нравственности...............................................20
1.2. Духовная преемственность поколений и творческий потенциал молодежи..........................................................46
1.3. Моральные ценности молодого поколения: опыт типологии 74
Глава 2. Особенности проявления моральных ориентаций молодежи
в различных сферах общественных отношений
2.1. Отношение к труду как один из критериев нравственного развития молодых людей............................................93
2.2. Нравственные аспекты общественно-политической активности молодого поколения...............................................120
2.3. Моральные основы познавательной деятельности молодежи 141
Глава 3. Основные средства моральной регуляции
3.1. Семья и нравственное формирование подрастающего поколения.. 166
3.2. Роль учебных и трудовых объединений в нравственном развитии молодежи.........................................................190
3.3. Нравственно-воспитательный потенциал искусства и средств
массовой информации..............................................216
Заключение......................................................250
Список литературы................................................259
3
Введение
Актуальность темы данною исследования обусловлена общественными потребностями реформирования российского общества и той функцией, которую может выполнять и фактически выполняет молодежь в решении этой задачи. Процесс включения юношей и девушек в социальные структуры и отношения представляет повышенный интерес для любого общества, поскольку оно вынуждено вручать свою судьбу в руки нового поколения. В переломные же моменты истории, ког да в социуме происходят коренные перемены, озабоченность перспективами будущего развития страны возрастает многократно. Именно поэтому необходимо глубокое научное изучение проблем российской молодежи.
Выбор путей обновления нашего Отечества происходит в острой борьбе сторонников различных концепций. При этом не всегда принимается во внимание, что наиболее точно распознать контуры грядущего, определить, "куда несет нас рок событий", спрогнозировать тенденции общественного развития и выработать эффективные социально-управленческие решения позволяет изучение направленности изменений ценностных ориентаций вступающего в жизнь поколения как субъекта истории, исключительно важного фактора перемен, носителя новых идей и программ, ибо все реформы и революции в России совершались в основном силами молодежи.
Обустроить и возвысить нашу Отчизну призваны нынешние юноши и девушки, однако эту роль они смогут выполнить лишь в том случае, если общество и государство создадут им соответствующие условия и стимулы для многостороннего развития, которые не сводятся только к компенсаторным механизмам (помоши, поддержки). Первостепенное значение имеет формирование и реализация творческого, инновационного потенциала молодежи в процессе ускоренного преобразования общества на началах истины, добра и красоты. ()т широты и глубины интегрированности
28
общностей - классовую, этническую, профессиональную и др., каждая из которых должна коррелировать отношения между интересами социальной общности и личности. Моральное сознание, которое формируется внутренними потребностями различных социальных общностей, в этих условиях принимает все более многоплановый характер.
Различие социальных общностей обусловливает существование различных моральных требований, их переплетение, взаимоотношение и взаимодействие. В моральном сознании личности требования различных социальных общностей нередко вступают в противоречие, одновременно сохраняя в определенных границах относительное единство.
Доминирующее положение в нравственном сознании общества чаще всего занимают моральные требования экономически господствующего слоя (класса, группы, клана), который стремится навязать свои нравы всем другим общественным группам, нациям, поколениям, отдельным людям. Эта мораль, «во-первых, принимает всеобщий вид, как если бы она выражала интересы всего общества; во-вторых, эмансипируется от реальной исторической основы и предстает в виде некой самостоятельной сущности, которой приписывается надэмпирическое происхождение; в-третьих, объявляется единственно истинной программой деятельности, которая только и может придать поведению моральный смысл».17
С ростом самосознания личности, возвышением её духовных запросов, обычно обостряется и потребность в общественном признании проявлений природных сущностных сил человека, он все более активно стремится к
- I ^
тому, чтобы вся его жизнедеятельность имела социальную цель и ценность.
И только в соединении повседневной деятельности людей со
16 См.: Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. - М. 1999. С.26.
17 См.: Гусейнов A.A. Введение в нику. - М. 1985. С. 33.
|Н См.: Коган Л.Н. Цель и смысл жшнн человека. - М. 1984: Франкл В. Человек п поисках смысла. - М. 1990; Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М. 1991 и др.
29
значительными событиями в жизни коллектива и страны в целом проходит линия развития нравственною мира личности от простейшего чувства удовлетворения до ощущения глубочайшего счастья от сознания исполненною нравственного долга перед коллективом, перед обществом, перед другими людьми.19
Для подлинного счастья личности требуется всестороннее удовлетворение всех человеческих потребностей, одной из которых является нравственная потребность, устанавливающая соотношение между личным счастьем человека и объективным смыслом его жизни. Приносить счастье другим людям, всему обществу - в этом и состоит удовлетворение нравственной потребности.
Видимо, именно эту сторону морали имел в виду Г.В. Плеханов, когда писал, что «... в основе нравственности лежит стремление не к личному счастью, а к счастью целого: племени, класса, человечества».20 И даже учитывая мысль молодого К. Маркса о том, что «опыт превозносит как самого счастливого, тою, кто принес счастье наибольшему количеству людей»/1 нам представляется недостаточно целесообразным и в научном, и практическом плане разрывать эти два феномена (счастье личности и счастье целого), ибо в их видимой противоположности обнаруживается внутреннее неразрывное единство, мера которою конкретно - исторически обусловлена не только темпами прогресса морали, но и ступенью развития экономического базиса общества.
Да и воззрения основоположников марксизма по этому вопросу в дальнейшем становились все более глубокими, что позволило им прийти к выводу о материальной детерминации моральных качеств человека, стремящегося добровольно принести в жертву свои интересы, а иногда даже
19 См.: Макаренко Л.С. Соч. В 7-ми томах. Т.5. - М. 1958. С.74.
/ Плеханов Г.В. Избр. философ, произв. Fi 5-ти томах. Т.1. - М. 1956. С.493.
21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.40. С.7.