Ви є тут

Особенности формирования правовых ценностей студенческой молодежи: социологический анализ

Автор: 
Копкарева Светлана Игоревна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2008
Артикул:
193338
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1. Взаимовлияние социологии и юриспруденции в изучении правовой
культуры 13
*
Г лава 2. Сущность правовых ценностей и особенности их формирования 47
2.1 Правовые ценности как объект изучения социологии 47
2.2 Правовые архетипы в России как культурный контекст формирования ценностей 63
2.3 Механизмы формирования правовых ценностей личности 75
Глава 3. Особенности формирования правовых ценностей студенческой молодежи в современных условиях 95
3.1 Правовые ценности в структуре ценностей студенческой молодежи 95
3.2 Основные принципы формирования правовых ценностей студенческой молодежи 106
Заключение 131
Список литературы 139
2
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость изучения правовой сферы в рамках социологии обусловлена рядом объективных обстоятельств, определяющих не только теоретическую, но и практическую значимость исследований. Традиционно правовое сознание россиян характеризуется как нигилистическое. Как
N.
теоретики права, так и правоприменители подчеркивают тенденцию игнорирования • законов, стремление к уклонению от их соблюдения и открытое нарушение правовых норм. Подобная ситуация препятствует стабильному, предсказуемому развитию общества, существенно подрывает основы его безопасности, тормозит экономическое развитие, способствует нарастанию тревожности среди граждан и страха перед криминалитетом.
В постсоветский период были предприняты попытки перестройки правовой системы, проведено обновление законодательства, законодательного процесса и правоохранительных структур. Тем не менее, предпринятые шаги не дали существенных результатов в повышении законопослушания граждан и роста авторитета права в российском обществе.
Соответственно, сами правовые реалии диктуют необходимость перенести акцент с изучения зарубежного правового опыта и копирования его в российской правовой сфере на детальное исследование специфики российского отношения к праву, восприятия существующей правовой системы и ожиданий в правовой сфере. Основное внимание следует уделить изучению системы ценностей в целом и правовых ценностей в частности.
Ценностные доминанты выступают исходным моментом формирования стратегии поведения, а затем и самих поступков. Таким образом, действенность и эффективность правовых норм возможна только в случае совпадения ценностей с содержанием и потенциалом правовых норм. В связи с этим возникает необходимость детального изучения системы «человек-право», а также путей и способов формирования и изменения правовых ценностей. Знание о правовых ценностях позволит, с одной
3
жизни; а также гуманистические - разработка путей и рекомендаций для создания благоприятных условий жизни каждого субъекта в обществе. Совокупность названных функций обусловила обращение социологии к легальному, официальному регулятору общественной жизни - праву.
Кристаллизация социологического подхода к праву произошла постепенно. Этапы развития «предсоциологической» мысли представлены в работе Чупрова В.И., Зубок Ю.А., Певцовой Е.А.1 В соответствии с их типологией, идеями, предшествующими и предвосхищающими социологический подход являются следующие (они тесно переплетаются с философией, педагогикой, юриспруденцией, психологией):
1 - осознание и обоснование общественной потребности в правовом регулировании социальной жизни. Эти идеи представляют собой наиболее древний пласт общественной мысли и представлены именами античных философов (Сократ, Платон, Аристотель, Тиберий Корункарий).
2 - влияние права на развитие личности. Изучалось философами-просветителями К.Гельвецием и И.Кантом. Они обосновывали взаимосвязь нравственного и правового воспитания, помимо того указывали на связь индивидуальных интересов с нравственными и правовыми представлениями личности.
3 - развитие правового образования. В России отсчет становления системы правового образования следует вести с периода правления Екатерины II (1762-1796). Во всех школах была определена необходимость «учить детей грамоте не только по церковным книгам, но и по книгам, которые содержат в себе изложение законов». В это же время вводится традиция изучения законоведения в форме пересказа российского законодательства.
4 — формирование правовой ответственности. В России правовое воспитание получило нормативное обеспечение в конце 60-х гг. XIX в. Оно
•’ Чулров В.И., Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Права молодежи в Росси: состояние и проблемы реализации: Сравнительный социолого-праповой анализ. - М., 2007. - С.41-49
14
было связано с принятием правовых актов о несовершеннолетних. Так совершившие преступления несовершеннолетние лица, отбывающие наказание в исправительных заведениях, переводились в созданные специально для этой категории лиц исправительно-воспитательные дома. То есть цель работы с лицами, нарушившими закон, изменялась от мер карательного воздействия к целенаправленной системе перевоспитания. Впоследствии получают распространение теории превентивновоспитательного характера (А.Ф.Кони, М.Н.Гернет и др.).
5 - формирование правового сознания. В России разработка проблемы формирования правосознания представлена в работах И.А.Ильина. В соответствии с концепцией этого ученого правосознание является духовной, нравственной и религиозной категорией и только после этого правовой.
6 - индивидуально-личностные особенности правового сознания. Со второй половины 50-х гг. XX в. в отечественном общсствознании акцентируется внимание на правовой психологии, на изучении эмоций, привычек и других форм индивидуально-личностных проявлений правовой культуры (Фарбер И.Е., Злобин Г.А., Остроумов Г.С. и др.)*1
Таким образом, эволюция идей предстает в виде некой иерархии: начиная от осознания роли права в жизни общества и формулирования необходимости влиять на отношение личностей к праву и заканчивая деятельным подходом — изучение правового сознания и механизмов его формирования.
Прежде чем перейти к рассмотрению современного состояния в области изучения правовых феноменов необходимо обратится к существующему отечественному наследию. В дореволюционной России получило развитие юридическое направление в общественной мысли. Виднейшими представители этого направления были С. А.Муромцев, М.М.Ковалевский, Н.М.Коркунов, Б.А.Кистяковский, Ы.Н.Кареев,
1 Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963; Злобин Г.А. Правосознание п советском общенародном государстве. М., 1963; Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М, 1969.
15