Ви є тут

Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ

Автор: 
Мокерова Юлия Викторовна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2006
Артикул:
193790
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОТРЕБНОСТИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Саморазвитие как категория социологического анализа: предметное поле и основные элементы его изучения
1.2. Сущность и содержание потребности саморазвития личности
ГЛАВА 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ
САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Обоснование исследовательского подхода
2.2 Особенности и противоречия представлений о сущности и содержании процесса и потребности саморазвития личности у современных горожан
2.3 Основные противоречия становления потребности саморазвития личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ '
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях глобальных социокультурных трансформаций, происходящих во всем мире, актуальной проблемой становится изучение основных факторов, определяющих функционирование и развитие личности.
Ускорение темпов экономического и социокультурного прогресса предъявляет качественно новые требования к темпам преобразований в знаниях, умениях и способностях человека.
Это приводит к тому, что творческий потенциал человека, его готовность продуктивно реагировать на требования и изменения окружающей среды становятся одним из ключевых факторов развития, как самого человека, так и общества. Становится актуальной проблема изучения особенностей конструирования системы взаимодействия индивида с обществом, самим собой; исследования вопросов детерминации поведения, проявления активности в современных условиях приобретают иной характер и вектор -поиск и анализ не только устойчивых паттернов функционирования, но, в большей мере, развития и саморазвития.
Ключевой характеристикой жизнедеятельности современного общества становится проблема выбора вариантов организации трудовой, бытовой, досуговой деятельности человека. При этом в отличие от предыдущих эпох и поколений сам выбор, как поведенческий акт, изменился в основных характеристиках. Он стал нелинейным, множественным по количеству возможных решений, неопределенным по последствиям. Фактически в любой сфере повседневного индивидуального и коллективного опыта, в каждой конкретной ситуации человек имеет практическое множество возможных решений и способов поведения. При этом человек, являясь представителем различных социальных групп и общностей, одновременно может быть носителем нескольких (иногда противоположных) ценностных ориентиров, определяющих его выборы. Ускорение темпов общественных изменений, неопределенность их результатов ведет к тому, что увеличивается количество
это обозначает, что деятельность индивида имеет внутреннюю детерминацию, без внешнего принуждения; с содержательной - такой уровень организации активности, при котором поведение индивида является свободным и направленно к реализации свободного волеизъявления.
Для того, чтобы выявить сущность саморазвития как социокультурной ценности необходимо обратиться к анализу более общих понятий, а именно «развитие» и «развитие личности».
Вопросы, касающиеся анализа сущностных характеристик развития (в том числе не только социальных субъектов), имеют социально-философские корни. С точки зрения общефилософского анализа развитие есть процесс движения, качественного преобразования социальных субъектов. Развитие определяется как процесс, присущий всем живым системам, в том числе социальным образованиям и индивидам. Одновременно, оно есть состояние системы, противоположное стабильности, воспроизводству.
Таким образом, деятельность любого социального субъекта имеет фактически два режима (способа) проявления: она ориентирована либо на функционирование, либо на развитие. Тем не менее, оба режима жизнедеятельности субъекта диалектически связаны между собой.
Функционирование как процесс представляет собой воспроизводство определенных схем, стереотипов взаимодействия субъекта с окружающей средой, а также основных составляющих элементов сознания и поведения между собой. Это позволяет индивиду или социальной общности легко и быстро реагировать на происходящие события и эффективно действовать в относительно стабильных условиях внешней среды.
В основании процесса развития напротив заложено стремление к изменчивости и преобразованию. Это процесс, который направлен на изменение организации деятельности субъекта и его взаимодействия с окружающей средой. Тем не менее, не каждое изменение является свидетельством развития. Развитие обладает рядом сущностных характеристик,