Ви є тут

Ролевые функции семьи в процессе социализации личности

Автор: 
Пивоварова Ирина Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304177
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социализации
личности в системе семейных отношений 15
1.1. Нормативно-правовые аспекты российской государственной семейной политики 15
1.2. Теоретический дискурс ролевых функций семьи 41
1.3. Ценностные ориентации - целевая 83 направленность социализации личности в семье •
Глава 2. Современная семья как среда формирования ценностных ориентаций личности ребенка в процессе социализации 106
2.1. Социализация детей в зеркале общественного
мнения 106
2.2. Социологический анализ формирования ценностных ориентаций личности в различных
типах семьи 141
2.3. Авторская концепция социальных ролевых
функций семьи в процессе социализации личности 166 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 188
ЛИТЕРАТУРА 195
ПРИЛОЖЕНИЯ 217
2
ВВЕДЕНИЕ
Рыночные отношения в России породили множество проблем НС только в жизнедеятельности общества, но и во взаимоотношениях отдельных личностей и социальных групп. Жесткие законы российского капитализма наложили свой отпечаток на потребности, желания, стремления и чаяния населения страны. Особенно это проявилось по отношению к детям как наиболее уязвимой социальной группе в связи с тем, что члены этой группы находятся на начальном этапе социализации, результаты которой во многом определяются направленностью этого этапа. Трансформационные процессы социальной действительности в российском современном обществе порождают отнюдь не гуманистические наклонности и не гражданскую позицию подавляющего большинства россиян. Подмена общечеловеческих ценностей сиюминутными благами девальвирует сущность человека как личности, как гражданина, как социально активного строителя общества. Тогда на формирование личности ребенка в семье основное влияние оказывают родители, не принимающие общемировые человеческие ценности, с отсутствием гражданской позиции, не усвоившие моральных правил и норм общества, что негативно сказывается на социализации детей.
В современных условиях развития рынка природа и структура деятельности социальных институтов, регулирующих определенный круг общественных отношений, меняются, взаимоотношения и взаимодействия их субъектов преобразуются в рыночные, в условиях которых действует основой принцип - «все можно купить» и «все можно продать».
Советская идеологическая система с ее четким распределением управленческих функций в обществе, с прописанными моральными правилами и нормами общественной жизнедеятельности, с кодексом «строителя коммунизма», была разрушена еще в конце XX столетия. Новая идеологическая платформа еще не построена, поэтому в таком важнейшем
3
обеспечить удовлетворительное существование данной- группы населения [155, с.180]. И нормативно-законодательная, основа обуславливает
эффективность государственных мер в этой' области, обеспечение гарантии условий для полноценного развития и успешного воспитания ^социализации ребенка, формирования его личности, ценностей и ценностных ориентаций.
Одним из основных базовых конституционных законов защиты семьи в РФ является подписанный в ноябре 1995 года президентом Российской-Федерации Б. Н. Ельциным Федеральный закон №223 «Семейный кодекс Российской Федерации», в котором четко было определено, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства», провозглашены необходимость укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможность судебной защиты этих прав, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи [11]. Фактически, семейный кодекс включает в себя следующие основные блоки взаимоотношений: с одной стороны, семьи и государства; с другой, основных членов семьи между собой: муж, жена, дети.
Особо следует отметить в семейном кодексе проведенное обоснование преимущественного воспитания ребенка в семье, подкрепленного четким разграничением прав и обязанностей родителей и детей с приоритетным
г
обеспечением интересов ребенка, причем впервые это коснулось и института приемной семьи. Показательно, что в этом документе законодательно закреплены меры защиты детей от насилия в семье (ст. 69), что свидетельствует о серьезной озабоченности государства условиями детей в семье как основной среды их воспитания и социализации.
Таким образом, семейный кодекс Российской Федерации, кроме того, что он является базисным нормативным актом государственной семейной политики, содержит основные положения российской «детской» политики, и
б этом проявляется его основная социальная-направленность на обеспечение комфортного проживания детей в семье.
В ' процессе формирования российской семейной политики государством был принят ряд • нормативно-законодательных актов, определяющих различные аспекты жизнедеятельности семьи и детей в семье.
Государственная семейная политика в определенной мере реализует функции семьи с целью повышения ее благосостояния. Основными принципами российской государственной семейной. политики является оказание поддержки семье не зависимо от места жительства, национальности, религиозных убеждений, социального положения и любой другой специфики семьи.
В1 систему государственной семейной политики входит не только поощрение позитивной деятельности семьи, но и обеспечение условий для преодоления таких негативных тенденций, как бедность, потеря кормильца. С этой целью государственные органы резко сократили уровень безработицы и увеличили материальную помощь семьям, имеющим более 3-х детей.
Так, уделяя особое внимание многодетным семьям, осуществляя повсеместную денежную помощь в виде ежемесячных пособий для обеспечения, прежде всего детей, Правительством РФ был подготовлен и издан в 1992 году «Указ Президента Российской Федерации о мерах по социальной поддержке многодетных семей», определивший основные льготы, скидки, меры помощи в организации комфортного проживания детей в таких семьях. Этот указ в дальнейшем периодически дополнялся определенными функциями, в значительной степени обеспечивающими возможности многодетной семьи и государственных органов реализовать инновационные методы воспитания детей [15].
А. В. Артюхов анализируя нормативно - правовые акты по проблемам семьи в отечественной и зарубежной литературе отметил, что в России государством поощряется полная семья, в которой не менее трех, четырех