Ви є тут

Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа

Автор: 
Мамижева Зухра Хаджимуратовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
139
Артикул:
193405
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Глава 1. Правовые кодексы в традиционной культуре: теоретико-методологические основы исследования
1.1.Место адатов в пространстве традиционной культуры
1.2.Социокультурные функции гражданских кодексов
1.3. Влияние ислама на правовую культуру народов Северного Кавказа
Глава 2. Правовые формы выражения социокультурной традиции на Северном Кавказе
2.1.Современное состояние традиционных моделей правовой культуры
2.2. Перспективы развития правовой культуры в регионе Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Проблемы глобализации имеют своим следствием формирование обезличенности социокультурных систем и институтов, которые всё активнее переключаются на обслуживание политических и экономических интересов западного общества, формирование коммерциализированной космополитической массовой культуры и унифицированных правовых конструкций. Статусы территориального и политического суверенитета, национальной особенности становятся все более проблематичными в современном мире, где национальные приоритеты и регуляторы начинают играть ведущую роль. Прямым следствием этой ситуации стали изменения в культуре, в которой наблюдается стирание локальных, национальных, исторических особенностей и формирование вместо обусловленного ими культурного многообразия некоторой унифицирующей тенденции, под воздействием которой проступают очертания новой структуры, получившей именование глобальной культуры. Защитной реакцией на обезличивающий характер глобализации выступают процессы этнизации социокультурных систем современного общества, обращение народов к основам собственных традиционных этнокультур и религиозности.
Исходя из этого, напрашивается вывод о необходимости при формировании национальной политики в северокавказском регионе, сосредоточить основные усилия на создании оптимальных условий для саморазвития народов, национальных групп и культур. Процесс модернизации России вызвал распад целостности культуры на множество разобщенных направлений и форм. В условиях плюрализма культурных ценностей и давления массовой культуры широкие круги населения ощущают внутренний дискомфорт, утрату твердых экзистенциальных ориентиров. Защитным механизмом от краха национально-этнических устоев культуры является фактор обращения людей к истории, традициям, народной памяти, в которой
12
что традиция и современность абсолютно противоположны. Таким образом, концептуальная схема модернизации, обогащенная конкретно-историческим материалом, утрачивала многие устоявшиеся положения.
Сложившаяся ситуация заставила ученых задуматься о сущности традиции как общественного явления и ее роли в каждой социальной структуре. По названной теме: появляется ряд исследований, открывающих новые аспекты и предлагающих интересные решения проблемы. Сегодня работы Б. Хозелитца,
Э. Шилза, Ш. Эйзенштадта, Г. Элмонда4 и некоторых других исследователей привлекают все большее внимание и считаются классическими.
Для первого этапа исследования традиций характерно смешение традиций с такими близкими к ним явлениями, как обычай, ритуал, обряд и т.д. Здесь рассмотрение традиций проводится в основном в статике, поэтому основной формальный признак традиции - ее устойчивость - приобретает здесь несколько преувеличенное значение.
Увеличение количества работ, посвященных традициям, а вместе с тем и числа точек зрения на природу и роль традиций в жизни общества, в начале 80-х гг. привело ряд исследователей (Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов) к постановке вопроса о необходимости создания общей теории традиции.
В исследованиях данного периода правомерным признается рассмотрение традиций как в статике, так и в динамике, что особенно важно для решения таких вопросов, как соотношение традиций и инноваций, традиций и современности. Эта направленность научных изысканий расширяет представления о пределах устойчивости традиций. Понятие «традиция» все четче отделяется от понятий «обычай», «обряд» и т.п., как более общее, собирательное. Формируется понимание традиции как категории, призванной охватить максимум способов фиксации, передачи и воспроизводства культуры. В этой связи понятие «традиция» рассматривается как социально-
4 Hozelitz B.F. Tradition and Economic Growth. - Tradition, Values and Socio-Economic Development. L., 1961; Shils E. Tradition. - Chicago, 1981; Eisenshtadt S.N. Tradition, Change and Modemity. - N.Y., 1973; Almond A.G. Introduction: A Functional Approach to Comparativc Politics. - The Politics of the Dcvcloping Areas. - Princeton, 1960
философская, общесоциологическая категория.
В содержательном аспекте традиции рассматриваются в современной литературе как реально существующий атрибут общества, однонаправленно сориентированный во времени. Традиция представляет собой не что иное, как продукт совместной деятельности людей, форму коллективной адаптации социума к окружающей среде. В данном аспекте носителем традиции выступают индивиды, при этом традиция локализована в отношении определенной социальной группы, коллектива, корпоративного сообщества, области с относительно общей культурой. Традиция проявляет себя как продукт истории, имеет процессуальный, непрерывный, относительно устойчивый, инерционный характер. В то же время она потенциально динамична, обнаруживает способность к существенной перестройке. Традиция наследуется избирательно. Она основана на силе общественного мнения, на авторитете древности, а не на юридических установлениях.
Традиция возникает в человеческой жизнедеятельности как особый внебиологический способ кодирования социально-значимой информации, необходимой для воспроизводства и целенаправленного изменения многообразных подсистем общественной жизни. Социокод выступает как система этносоциального (национального) воспроизводства. Посредством указанного социокода фиксируются программы социального поведения, общения и
5
деятельности.
В том же ключе, как «разделяемые в более или менее массовом порядке, императивные, разрушительные или запретительные установки на те или иные способы осуществления различной деятельности или взаимодействия между людьми» , понимает социальные нормы и А .Я. Флиер. В число норм он включает весьма широкий комплекс социально-регулятивных установок, а именно: «мораль и нравственность обыденного поведения; законодательно
5 См. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М.: Высшая школа, 1992. С. 20.
6Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура.//Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 124-145. С. 125.