СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................З
ГЛАВА 1. ПРАКТИКИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.....................16
1.1. Практики сохранения здоровья: социологическая проблематизация.16
1.2. Практики сохранения здоровья в контексте социальных изменений.41
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ОСНОВНЫХ
АГЕНТОВ ПРАКТИК СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ................................62
2.1. Представления населения о практиках сохранения здоровья.......65
2.2. Отношения врачей и пациентов (случай ВИЧ-положительных пациенток) ...................................................................71
2.3. Огношения представителей «альтернативной медицины» и их клиентов
.................................................................95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................117
Литература......................................................122
Приложение.......................................................136
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования. Здоровье традиционно было важным аспектом человеческой идентичности и элементом культуры. Признавая здоровье одним из высших благ, люди всегда стремились сохранить его, накапливая необходимые знания и опыт. В повседневной практике они служили основой для выживания индивидов и обществ. Процесс разделения труда, научный прогресс и возникновение государства современного типа привели к установлению монополии на такие знания в руках профессионалов. Рождение госпитальной медицины в XIX в. и формирование национальных систем здравоохранения в XX в. закрепили сложившийся порядок, при котором трансляция идей, представлений, знаний и культурных норм сохранения здоровья стала соотноситься исключительно с медицинскими практиками, а здоровье индивидов, как и общественное здоровье, стало рассматриваться как предмет попечения с позиций научно-медицинского знания. В СССР, где был установлен прочный союз между государственной властью и элитой медицинского сообщества, такой порядок нашел свое воплощение в медицинской системе эксклюзивного (монополистического) типа.
Распад СССР и сопровождающий его системный кризис затронул все социальные институты, привел в движение новые социальные силы, способствовал глубоким трансформациям в сфере культуры. В начале 1990-х гг. в стране сложилась ситуация, когда забота о здоровье индивидов, фактически, стала делом их самих. В национальном масштабе параметры общественного здоровья крайне ухудшились. На фоне растущей смертности и снижения рождаемости, роста заболеваемости и травматизма, сокращения продолжительности жизни населения в целом многие специалисты и государственные деятели обоснованно забили тревогу. Кроме констатации социально-экономических и социально-политических причин, породивших такую ситуацию, они обратили внимание на некоторые процессы в культуре, дополняющие эту картину, в частности, на утрату навыков «самосохранительного поведения» у многих слоев населения. Было указано, что начавшаяся ком-
3
ваемых специалистами. Возникновение рынка здоровья как особого социально-культурного пространства, насыщенного новыми практиками сохранения здоровья, стимулирует партнерскую модель отношений между врачами и пациентами, а также другими поставщиками и потребителями здоровья. Последние в значительной мере нуждаются не только в эффективности предлагаемых им услуг, но и в позитивном восприятии и уважении их личности со стороны первых, доверии и предоставлении информации о характере рекомендуемых мер сохранения здоровья. Одновременно с этим у потребителей формируется представление о том, что качество услуг не сводится только к их эффективности, но должно включать в себя и саму манеру обслуживания в рамках деятельности по сохранению здоровья.
4) Продолжающаяся трансформация совегской системы здравоохранения и появление диверсифицированного рынка здоровья способствует переменам в общественном сознании. Значительная часть населения, выступающая в качестве реальных или потенциальных потребителей услуг рынка здоровья, выражает недовольство по поводу патерналистской модели взаимоотношений между поставщиками и потребителями здоровья, которая сложилась в прошлом. Процессы коммерциализации институтов здравоохранения, появление народного целительства как социального явления и усиление идеологии консьюмеризма стимулируют появление партнерской модели взаимоотношений и ее одобрение в сознании населения.
5) Взаимоотношение поставщиков и потребителей здоровья в рамках учреждений здравоохранения по преимуществу продолжает основываться на модели патерналистского типа, где первая сторона имеет статусное преимущество над второй. В случае с женщинами, инфицированными ВИЧ, патерналистская модель не просто наделяет их статусом «пациентов с ВИЧ-инфекцией», но и порождает моральные и эмоциональные барьеры в осуществлении практик сохранения здоровья. Для преодоления таких барьеров они, как правило, стремятся выстроить партнерскую модель со специалистами по
охране здоровья и перенести практики сохранения здоровья с институциаль-ного уровня на межличностный. Обращение к тактике подобного рода является типичным выбором субъектов со «слабым» социальным статусом в их взаимоотношениях с субъектами, обладающими «сильным» статусом.
6) Поставщики и потребители здоровья, взаимодействующие между собой на почве так называемой «альтернативной медицины», осуществляют практики сохранения здоровья на межличностном уровне и выстраивают отношения в основном на основе партнерской модели. Потребители, наделяемые «сильным» статусом «клиентов» получают возможность удовлетворить свои потребности в поддержании симметричного диалога, но при этом должны усвоить такую систему представлений о лечении и профилактике, которая кардинально расходится с медицинскими представлениями. В случае достижения желаемого терапевтического эффекга данная сис тема представлений, как и вся «альтернативная медицина», становится объектом одобрения со стороны потребителя и наделяется более высокой ценностью по отношению к «ортодоксальной медицине». При отсутствии желаемого эффекта «альтернативная медицина» наделяется равной ценностью, но не низшей.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационной работы имеют теоретическое и практическое значение для создания модели медицинской помощи, в основе которой находится установка на партнерство, а не на патернализм, для развития социальных профамм, нацеленных на защиту прав пациентов и устранение перекосов, возникающих в ходе модернизации системы здравоохранения. Основные положения и выводы, сформулированные в диссертационной работе, могут быть использованы при разработке курсов по социологии культуры, медицинской антропологии, социальной медицины для студентов, магистрантов, сотрудников и преподавателей социалыю-гуманитар1гых дисциплин и специалистов, работающих в системе здравоохранения.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических семинарах,
14
- Київ+380960830922