ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
1. Религиозное образование как предмет социологического анализа 15
1.1 Социологический анализ религиозного образования: содержание и специфика.........................................................15
1.2 Институциональные аспекты изучения религиозного
образования..................................................46
2. Современное религиозное образование: российская практика и
перспективы развития.................................................73
2.1 Тенденции развития религиозного образования в современной России: социологический анализ..............................................73
2.2 Отношение студентов религиозных и светских учебных заведений к I 4 религиозному образованию: опыт социологического
исследования...................................................115
Заключение..........................................................155
Литература..........................................................161
|
і
і
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религиозной жизни, что нашло выражение в росте уровня религиозности граждан, формировании новых общин и приходов как в традиционных для России конфессиях, прежде всего - православии, так и в значительном увеличении численности объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений. На фоне стабилизации в последние годы количества верующих имеет место некоторое возрастание доли «воцерковленных». Это обусловлено тем, что только в конце XX в. у российских граждан появилась реальная возможность реализовать свободу мировоззренческого выбора.
Важной тенденцией современного общества является ослабление регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни. В то же время в российском обществе мы наблюдаем своего рода «контртенденцию» - некоторое «возвращение» религии, в особенности православия, в светскую жизнь людей. В несколько раз увеличилось количество приходов и монастырей Русской Православной Церкви. Активизировалась деятельность Священного синода, на соборах обсуждаются самые актуазьлые проблемы взаимодействия общества, государства и церкви. Например, на последнем Архиерейском соборе, состоявшемся 13-16 августа 2000 года, были приняты Основы социальной концепции Русской Православной церкви.
Распространение влияния церкви на отдельные стороны жизни российского общества обусловило изменение её управленческой структуры, появление синодальных отделов, посредством которых осуществляется взаимодействие церкви и общества. Созданы отделы церковной благотворительности и социального служения, миссионерский отдел, отдел религиозного образования и катехизации, ведающий вопросами религиозного просвещения и образования мирян.
16
щих и специальных учебно-воспитательных, культурно-просветительных учреждениях, а также путем самообразования» [42 С. 154] Не полемизируя с приведенными точками зрения, все же отметим, что подобное понимание образования как деятельности того или иного вида является очень широким и нуждается в некотором уточнении. С нашей точки зрения, к деятельности в сфере образования следует отнести, прежде всего, деятельность по передаче, обмену и усвоению социального опыта, сопутствующих ему знаний, умений, навыков.
При философском исследовании образования в центре внимания оказываются взаимоотношения субъекта и объекта в процессе образовательно-познавательной деятельности, отношение знания, транслируемого образованием, к действительности, возможности познания мира человеком, критерий истинности и достоверности знания. Отрасли философского знания, такие как философия образования, философия культуры, философия истории и т. д., напрямую или косвенно занимаются изучением проблематики образования [См. напр.: 51, С.280].
Согласно психологическому подходу, при изучении образования во внимание принимаются индивидуальные особенности усвоения учебной программы учащимися и отношения субъектов образовательной деятельности на микроуровне. Отраслевыми дисциплинами психологии, изучающими образование, прежде всего выступает психология образования, задачи которой связаны с раскрытием всех физиологических и социально-психологических механизмов учебной деятельности, с выявлением потенций человека в усвоении и репродукции учебного материала, а также социальная психология, педагогическая психология, возрастная психология, психология профессионально -педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и другие отрасли психологии, занимающиеся исследованием различных аспектов образования.
Особое место в перечне гуманитарных наук, изучающих образование, занимает социология. Специфика социологического подхода заключается в изучении роли образования в жизни общества, его социальных функций, проблем
и противоречий, путей их разрешения и способов выхода из кризисных состояний образовательных институтов и систем. Среди отраслевых социологических дисциплин, находящихся на стыке различных видов социологического знания и обращающихся к изучению проблем образовательной сферы, можно назвать социологию образования, социологию знания, социологию культуры, социологию молодежи и др., но в этом ряду социология образования занимает приоритетную позицию, максимально раскрывая в рамках социологического подхода сущность и проблемы образования.
Предмет социологии образования неоднозначно понимается различными авторами. Приведем некоторые из имеющихся позиций.
Г.Е. Зборовский в своей работе раскрывает предмет социологии образования через определение её объекта: «Если объектом социологии образования является образование как система и информация о ней. то предметом - образование как социальный институт» [13, С. 25].
Ф.Р. Филиппов полагает, что социология образования - это «специальная социологическая наука, отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, её взаимодействие с обществом (производством, социально-классовой структурой, идеологией, политикой, моралью и т. д.)» [43,
С.231].
По мнению А.М. Осипова, социология образования должна исследовать учебный процесс и его структуру, учебный план, программу, методики обучения и т.д. [35, С.131].
В.Я. Нечаев полагает, что предмет социологии образования должен включать три основных аспекта: «Во-первых, состояние и динамику социокультурных процессов, происходящих в сфере образования. Во-вторых, законы, принципы, механизмы, технологии учения социокультурной деятельности. В-третьих, взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни...» [30,С.5-23].
О рассмотрении влияния образования на все системы общественной жизни, наряду с определением того, в какой мере существующая система обра-
- Київ+380960830922