Ви є тут

Социализация в образовательном пространстве высшей школы современной России

Автор: 
Шульга Марина Михайловна
Тип роботи: 
дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193870
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
2
СОДЕРЖАНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ШТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1. Социализация как объект междисциплинарных исследований 24
1.2. Социализация в трансформирующемся обществе:
структурный анализ 59
1.3. Образовательное пространство как фактор социализации 93
ГЛАВА 2. СОПИАЛИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
2.1. Социокультурные особенности высшей школы 125
2.2. Целенаправленная социализация в высшей школе современной России: специфические ресурсы учебно-воспитательного процесса 159
2.3. Относительно контролируемая социализация в высшей школе современной России: потенциал культурной среды 191
ГЛАВА 3. УРОВНИ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО Г.СТАВРОПОЛЮ)
3.1. Критерии структурирования социализированности современных
российских студентов 219
3.2. Особенности уровней социализированности современных
российских студентов 249
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 284
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 289
ПРИЛОЖЕНИЕ 318
3
Введение
Актуальность темы исследования. Научная и общественная значимость проблем социализации обусловлена потребностью социума в формировании оптимального типа личности, соответствующего современному этапу социокультурного развития общества.
Глобальные и локальные изменения, происходящие в мире и отдельном социуме, закономерно вызывают трансформацию существующей системы социализации. Научный анализ общего и особенного в процессе социализации необходим для познания механизмов воспроизводства общества, прогнозирования результатов социализации и соответственно перспектив развития всего социума.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что постиндустриальное информационное общество характеризуется возрастанием роли знаний и информации, расширением сферы умственного труда, ориентацией на общечеловеческие ценности и универсальные социальные качества в противовес узкопрофессиональном знаниям и умениям, что объективно повышает роль образования в процессе социализации.
Образовательное пространство современного мира переживает сложный период, связанный с социальными изменениями в сфере культуры, которые влияют на процесс социализации молодого поколения и актуализируют исследование данной проблематики.
Проблема социализации в высшей школе становится особенно актуальной в контексте формирования мирового образовательного пространства и развития непрерывного образования. Болонский процесс как попытка интеграции и унификаций европейского высшего образования обозначил новые требования к оптимальному типу личности в современном мире, с одной стороны, и инициировал новую волну модернизации национальных образовательных систем, с другой. Влияние данных изменений на процесс социализации требует самостоятельного исследования.
33
деятельность требует вовлеченности, от которой индивид стремится защищаться. Эта защита выражается либо в том, что он не может найти в себе силы и сосредоточиться, либо он с головой уходит в какую-нибудь одну деятельность, пренебрегая всем остальным. Возможна также негативная идентичность, когда молодой человек стремится найти идентичность, прямо противоположную той, которой отдают предпочтение его родители и другие взрослые. Потеря чувства идентичности часто выражается в презрительном, враждебном неприятии той роли, которая считается нормальной в семье или в ближайшем окружении подростка.1
Теория Э. Эриксона достаточно универсальна. В социологии она применяется для исследования ценностно-мотивационной структуры личности, девиантного поведения, процесса формирования адаптивных качеств личности.
Другая теория, оказавшая большое влияние на развитие собственно социологического понимания социализации - теория Ж. Пиаже, который, следуя традициям французской социологической школы, понимал социализацию индивида как общение индивидуальных сознаний между собой. Объективность не дана ребенку с самого начала. Для ее понимания, по Пиаже, необходима серия последовательных конструкций, все более приближающихся к ней. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры - результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия. Субъект, по Пиаже, это организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружения. Интеллект представляет собой частный случай структуры - структуру мыслительной деятельности. Характеризуя субъекта деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства. Функции - это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту
См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - С. 214-217.
34
свойственны две основные функции: организация и адаптация. Каждый акт поведения организован или, иначе говоря, представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. В течение всего онтогенетического развития, считает Ж. Пиаже, основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и от опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.
Согласно Ж. Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка - переход от эгоцентрической позиции - к объективной. Социальная жизнь, как ее понимает Ж. Пиаже, начинает играть прогрессивную роль в развитии ума довольно поздно, лишь на тех этапах, когда складываются отношения кооперации. Только с установлением этих отношений Ж. Пиаже связывает овладение ребенком нормами поведения и мышления. Такой перелом в развитии наступает около 7-8 лет. До этого периода взаимодействие субъекта с миром вещей и людей подчиняется законам, которые Ж. Пиаже описывает в терминах биологического приспособления. Он прямо указывает, что корни умственных операций надо искать в биологии. Социализацию индивида Ж. Пиаже соотносит с развитием интеллекта человека: формированием последовательно сенсорных структур, затем структур конкретных операций и структур формальной логики. 1
1 См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1994.