Содержание
Введение...............................................................3
Глава 1. Социологическая интерпретация феномена инакомыслия...........15
1.1. Феномен инакомыслия в культуре общества: социологическая интерпретация.........................................................15
1.2. Модели социологического объяснения феномена инакомыслия..........33
1.3. Кинорепрезентации феномена инакомыслия в советской культуре 49
Глава 2. Представления об инакомыслии в динамике социальных трансформаций.........................................................64
2.4. Память о советском инакомыслии в бищрафическом пространстве современной России....................................................64
2.5. Конструирование феномена инакомыслия в современной российской прессе................................................................86
2.6. Особенности эволюции дискурса об инакомыслии в российском обществе.............................................................105
Заключение...........................................................120
Список источников....................................................123
Приложение............................................................140
2
Введение
Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью понимания социокультурных оснований и перспектив развития российского общества. Феномен инакомыслия, ассоциирующийся в массовом сознании и научном дискурсе, в первую очередь, с диссидентами советской эпохи, получил новую жизнь в качестве характеристики политической и духовной жизни России начала двадцать первого века, когда демократические либеральные тенденции первого постсоветского десятилетия сменились курсом, направленным на укрепление власти государства над обществом. Расцениваемое как ересь и отклонение в традиционных и авторитарных социальных системах инакомыслие считается легитимной формой публичного протеста в открытом обществе с либеральной структурой политических возможностей. Исследование инакомыслия внесет вклад в понимание специфики современных публичных дискуссий, а также способов конструирования диалога между обществом и властью.
В период постсоветского транзита произошла трансформация роли ценностей свободы и инакомыслия в общественном мнении. Понятие инакомыслия проблематизируется в публичной сфере, присутствуя лейтмотивом в выступлениях общественных деятелей, журналистов, политиков и ученых. Кроме того этот феномен занимает важное место в массовом сознании и социокультурной памяти россиян, наполняясь многообразными смыслами в контексте повседневного жизненного опыта человека. Следовательно, возрастает актуальность реконструкции смыслов и отношений вокруг феномена критики власти, с привлечением официальных документов, художественной и публицистической литературы, печатных СМИ, продуктов киноиндустрии, устных воспоминаний и других культурных артефактов, в которых поднимаются проблемы инакомыслия.
з
конференциях и семинарах: «Социальное время культуры: культурная политика и социальная память» (Саратов, 2011); «Феномен инакомыслия в современной России» (семинар в Центре независимых социологических исследований, Санкт-Петербург, 2010), «Молодежные солидарности 21 века: старые имена - новые стили/пространства/практики» (Ульяновск, 2010); «Современное российское общество и социология» (Москва, 2010); «Право на имя. Биографика 20 века» (Санкт-Петербург, 2010), «Векторы развития современной России» (Москва, 2010); «Конструирование советского» (Санкт-Петербург, 2009); «Разномыслие в СССР и России» (Санкт-Петербург, 2009); Сорокинскис чтения» (Саратов, 2008); «Наука и власть» (Москва, 2008), «Визуальные репрезентации социальной реальности: идеология и
повседневность» (Саратов, 2008), «Славянская традиционная культура и современный мир. Советское общество и фольклор» (Москва, 2008); «Интеллигенция и власть» (Москва, 2008).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 научных работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, общим объемом 5 п.л.
Структура диссертации включает введение, две главы (шесть параграфов), заключение, список использованной литературы, приложения.
14
Глава 1. Социологическая интерпретация феномена инакомыслия
В главе определяется теоретическая рамка исследования инакомыслия как социокультурного феномена, раскрывается проблематика инакомыслия как явления публичной сферы коммуникативного пространства в социальноисторическом контексте.
i
t
1.1. Феномен инакомыслия в кулъгуре общества: социологическая интерпретация
В первом параграфе рассматривается феномен инакомыслия в исторической перспективе, анализу подвергается генезис и эволюция социального феномена, которое в советском обществе получило название «инакомыслие». Мы выявим особенности эволюции сопротивления индивида дискурсам, навязанным сверху, или, другими словами, практики инакомыслия в культурно-исторической ретроспективе.
Слово «инакомыслящий» является калькой с немецкого Andersdenkende и привнесено в русский язык в конце XVIII в. Философский термин вскоре приобрел злободневный политизированный характер, заняв достойное место в истории российской публицистики. В советское время инакомыслящими или диссидентами называли представителей оппозиционного общественного движения, отвергавшего насильственные методы борьбы и апеллировавшего к советским законам, марксистской идеологии, официально
провозглашаемым ценностям.
Под понятием «инакомыслие» традиционно понимается несогласие с господствующей идеологией, особое мнение меньшинства о нормах, находящихся в основании того или иного обществ. Инакомыслящие часто
15
- Київ+380960830922