СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................. 2-22
Глава 1. Социокульту рные процессы
малочисленных народов Севера....................... 22-105
$1 .Политика социокультурных изменений
малочисленных народов Севера в XX веке................. 22
$2. Проблемы социокультурных процессов
малочисленных народов Севера в переходный период... 54
$3. Духовная культура эвенов........................... 82
Глава II. Совершенствование политики социокультурного развития малочисленных
106-189
народов Севера...................................
§1. Политика активизации человеческого фактора.
Личность и этнос...................................... 106
§2. Правовой статус малочисленных народов Севера ... 134
§3. О будущности эвенов. Кулыурно-нацнональная автономия............................................ 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА..
189-199
200-232
233-242
3
ВВЕДЕНИЕ
Известный современный российский социолог В.А.Ядов в своем докладе на Всероссийской научной конференции, состоявшейся 10 февраля 1997 года, сказал: «Наиболее разумным представляется сегодня пол «теоретический анализ социальных процессов с тем, чтобы максимально расширить возможности социальной рефлекции общественных и государственных институтов при принятии ответственных для страны решений»1. Политсорстичсский анализ особенно необходим для решения социальных проблем современного Крайнего Севера, в котором наиболее выпукло проявляются негативные стороны современной российской действительности, что привело малочисленные народы Севера России к грани этнической катастрофы. Каждый этнос, даже самый малочисленный имеет присущие ему культурные особенности. «Исследователи обычно насчитывают в современном мире три-четыре тысячи различных народов - от самых мелких племен, численность которых измеряется сотнями, а то и десятками человек, до крупнейших маний, насчитывающих десятки и сотни миллионов человек»2. В Российской Федерации «жнвет, если не считать совсем малочисленных некоренных национальных групп, 137 народов»' Среди них 30 коренных российских малочисленных народов Севера, 20 из которых включают в себя менее 10 тысяч человек (см. Приложение №7).
Еще четверть века назад один из первых социологов-североведов в
введении своей монографии писал: «Крайний Север географы,
экономисты, историки, этнографы довольно условно представляют
1 Ядом Н А , Социальные шорни на пороге XXI »ска* кризис, дискурс или интеграция //Будущее России и новейшие социологические подходы: Материалы научной конференции 10-12 февраля 1997 I М.: $оскь Ьэ£0б. 1997, С.4.
* Население мира Демографический справочник (составитель В.А.Борисое). М.: Мысль. 1989. С.405
23
«наиболее удачное определение культуры из более, чем 250 дано английским этнографом Э.Тейлором в 1871 году»: «Культура...это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества»^. Достоинство приведенного определения в том, что в нем, в отличие от мно1их других, приводится роль человека в развитии и использовании культуры. Основным недостатком является то, что в определении ничего не говорится о материальных продуктах культуры. Культура воплощается, объективируется в различных продуктах деятельности человека.
Конечно, в каждом определении такого сложного общественного явления как культура можно найти тс или иные упущения. Нередко определение культуры приводится в зависимости от тематики исследования, подчеркиваются различные существенные ее черты и стороны. Для определения культуры использутсн ряд подходов, среди них наиболее распространенными являются технологический, нормативный (аксеологнческнн) и деятельный. Технологический подход рассматривает культуру как определенный уровень производства благ и воспроизводства общественной жизни. Ценностный (аксеологический) подход к культуре подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества, и в нем культу ра рассматривается как трансформации должного в реальное. Деятельный подход рассматривает культуру как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Во многих научных трудах определение культуры исходит из деятельного подхода. Так. в статье «Толерантность - основа циркумполярной культуры народов Севера и Аркгики» академик АН РС В.А.Роббек приводит определение культуры, как «исторического уровня развития общества и человека, выраженного, прежде всего, в типах и формах организации
Фролов С.С.. Социология М : Наука. 1994. С 32
24
жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими и материальных, и духовных ценностях»24. Это одно из лучших определений. Во-первых, оно краткое и охватывает наиболее сущностное, отражаемое понятием культура. Нередко встречаются такие громоздкие определения, что читая его конец, забудешь начало. Авторы их пытаются отразить все важное, что включает это сложное, многогранное явление. Гак. ряд историков и культурологов в своих определениях указывают на преемственность, на передачу ее от предшествующих поколений последующим. Без преемственности не может быть общества, поэтому, пожалуй, не стоит повторять это в дефиниции. Во-вторых, из приведенного определения ясно, что культура пронизывает все общество, все его сферы: социальную, экономическую, политическую, духовную, трудовую, бытовую, регулятивную и т.д. Также в нем показывается надбиологичный и восходящий характер культуры. В-третьих, указан определяющий элемент, как говорят, «ядро» культуры - ценности, ведь культура - способ именно ценностного освоения окружающей природной и общественной среды. Или, как пишет профессор А.Г.Эфендиев, «культура - это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющих собой целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приемов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Культура выступает решающим способом регуляции социальных взаимодействий, интеграции индивидов в обществе»2''. Наиболее подробный анализ определений культуры даег известный современный российский социолог, профессор Л.Г.Ионин. Он делает вывод, что авторы приведенных дефиниций были бы согласны с
24 Роббсх В.Д.. Толерантность - основа циркумполярной культуры народе» Севера и Арктики //Толерантность и народы Севера, Якутск, 1996, С.5
- Київ+380960830922