Содержание
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 15
1.1. Современные подходы к профессиональной практике
и изучению ее социализирующих функций 15
1.2. Аналитический инструментарий для исследования профессиональной практики как социализирующего фактора 34
ГЛАВА И. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ 46
2.1. Изменение установочных акцентов в нормативной информации о профессиональной педагогической практике 46
2.2. Содержание теоретической мысли о социализирующем влиянии профессиональной практики в сфере образования 74
2.3. Социализирующая функция современной педагогической практики в зеркале студенческого сознания 91
Заключение 125
Литература 128
Приложение 142
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современное российское образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. Не случайно одной из его главных задач являются подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучение, труд, общение, профессиональная деятельность, досуг).
Важнейшей фигурой образовательной сферы всегда был и будет учитель. Его социальная функция проявляется в том, чтобы трансформировать требования общества к личности ученика в требования этой личности к самой себе, обогатить новое поколение социально-культурным опытом. Учитель - это человек, формирующий будущее и в огромной мере являющийся его фактором. Среди множества проблем, которые приходится решать в рамках профессионального педагогического образования, одна из важнейших -социализация личности будущего учителя. Понимание ее сути, форм проявления, тенденций изменения является непременным условием решения социально-педагогических задач.
Среди различных средств социализации личности совершенно особое место занимает профессиональная (производственная) практика, поскольку в силу своей специфики она наиболее тесно вплетена в социальную реальность и служит связующим звеном между теорегическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью в образовательной сфере. Педагогическая деятельность в условиях профессиональной практики развивает у студентов понимание роли школы и системы образования как важнейших социальных институтов, их задач и функций в социализации молодежи, становлении и развитии ее нравственности и гражданственности.
Особая социализирующая роль педагогической практики обусловлена тем, что, участвуя в ней, студент становится членом новой для него социально-профессиональной общности - педагогического коллектива - и выполняет
интеллектуально творческой, но и собственно профессиональной. Анализ семантических единиц, отражающих результаты педпрактики по трем выделенным аспектам социализации, свидетельствует о том, что количество фактически приобретенных студентами элементов социального опыта заметно больше, чем их не подтвердившихся ожиданий. Таким образом, социализирующая функция современной педагогической практики очевидна, равно как и превалирование в этом процессе общесоциального аспекта.
Апробация работы. Основные положения и практические выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных научно-практических конференциях(г.Ростове-на-Дону, 2000г.),
(г.Константиновск, 2001), (г.Каменск-Шахтинск, 2003г.), на педагогических советах Донского педагогического колледжа (1999-2004 гг.). Основные результаты были изложены на ряде заседаний кафедр социологии и политологии Ростовского государственного педагогического университета, а также отражены в тезисах докладов конференций и статьях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
14
Глава 1.
Теоретико-методологические основания изучения проблемы
социализации личности будущего педагога
1.1. Современные подходы к исследованию профессиональной практики
как средства социализации личности
Практика в широком смысле понимается как деятельность людей, обеспечивающая развитие общества. Производственная, или профессиональная, практика представляет собой один из ее видов.
Современные словарные определения практики включают в себя различные ее значения. Так, в словаре С.И. Ожегова она определяется как:
1. Деятельность людей, в которой они, воздействуя на материальный мир в процессе производства, преобразуют его; деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт. Не отрывать теорию от практики. Проводить что-нибудь на практике. 2. Приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы. П. преподавания. Существующая судебная П. 3. Применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем. Студенты уехали на летнюю практику. 4. Работа, занятия по специальности как основа опыта, умения. У него большая практика по ремонту машин. Без практики не овладеть иностранным языком. 5. О работе врача (или юриста) по своей специальности (обычно вне учреждения; устар. Частная п.) Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов). Адвокат с многолетней практикой.4
В философском словаре М.М. Розенталя практика - это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и, прежде всего объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей, а также революционно - преобразующая деятельность классов и все др. формы общественной деятельности, ведущие к изменению мира. Теория и практика находятся в неразрывном единстве, не существуя
4 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988.
- Київ+380960830922