Ви є тут

Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ

Автор: 
Руденко Валентина Анатольевна
Тип роботи: 
факторы и вектор диспозиции в процессе системных
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
303
Артикул:
193420
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................4
ГЛАВА 1. ДУХОВНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИЙСКОМ СОЦИЕТАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.......................26
1.1. Категориальный статус понятия «духовность» в контексте концепции социеталыюсти....................................27
1.2. Единство образования и духовности в российской культурной традиции..................................48
1.3. Духовный кризис современного российского общества
как фактор деформаций образования.......................64
ГЛАВА 2. МАКРОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДИСТАНЦИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ........................................................89
2.1. Глобализация образования и проблема сохранения ценностей национальной культуры...........................90
2.2. Кризис интеллигенции как субъекта воспроизводства культурной модели единства духовности и образования 107
2.3. Влияние деидеологизации на состояние духовности
российских интеллектуальных кругов................130
2
ГЛАВА 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗРУШЕНИЯ ДУХОВНОСТИ.......................................151
3.1. Разрыв аксиологического и когнитивного компонентов образования.................................................152
3.2. Социализационные дисфункции российской системы образования и духовное состояние молодежи..................170
3.3. Габитуализация коррупции в образовании как фактор девальвации когнитивного аспекта духовности................185
ГЛАВА 4. ПУТИ И СТРАТЕГИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.........................................206
4.1. Институциональная реформа образования:
модели и перспективы.................................207
4.2. Восстановление единства образования и духовности
и социальный проект будущего России.................223
4.3. Возвращение духовных ценностей в образование: традиционное и инновативное...............................245
Заключение......................................................268
Литература......................................................272
социальные импликации. Духовность индивида воспитывается, формируется обществом и оказывает обратное воздействие на общество. На этих представлениях, например, базируется традиционализм как философское направление, ставящее стабильность социального порядка в зависимость от значимости в обществе духовных традиций. Так, согласно философии индуизма человек воспитывается и формируется в рамках духовной школы, причем духовное воспитание должно находиться в гармонии и единстве с интеллектуальным и физическим воспитанием. В конфуцианском традиционализме считается, что правильное воспитание духа осуществляется через участие в ритуалах и церемониях, то есть социальных действиях. Эта духовная подготовка рассматривается как условие стабильности социального порядка и гармонии общественной жизни.
В античной философской традиции также высоко ценилось воспитание духовных и гражданских добродетелей, ассоциировавшееся с полисной концепцией личности и полисным пониманием этики. Такой позиции придерживались Платон и Аристотель. Античный идеал человека предполагал гармонию физического, умственного и духовного развития, личностного и полисного (социального) начал, и все это рассматривалось как в принципе достижимое с помощью правильного воспитания и образования. Все упомянутые философские и культурные традиции рассматривали обучение, развитие интеллекта и познавательных способностей человека и воспитание духовных качеств в единстве, а знание трактовали как основу духовной высоты и добродетели.
В более поздних христианских религиозно-философских контекстах понятие духовности интенсивно использовалось как приоритетное, определяющее. Для католицизма проблема веры, рассматриваемой как индикатор духовного совершенства, и знания всегда была ключевой проблемой философии и теологии. Согласно православной традиции, духовность не обязательно связана со знанием, поскольку превышает его и является самодоста-
29
точной, а бездуховное знание, бездуховный интеллект даже опасны. Однако духовные качества личности, представляя собой дар свыше, могут и должны целенаправленно воспитываться и развиваться. К православной культурной парадигме восходят представления классиков отечественной философской и педагогической мысли. Так, К.Д. Ушинский рассматривал духовность как главную личностную характеристику человека, основной и определяющий фактор его поведения. Согласно В.В. Зеньковскому, духовность личности определяег ее целостность и качество ее внутренней жизни. По мнению И.А. Ильина, духовное начало определяет смысл жизни личности и ее понимание смерти.
В отечественной атеистической философии советского периода понятие духовности тоже находило себе место: там акцентировалась онтологи-ческая вторичность духовности и обосновывалась ее внерелигиозная и вне-конфессиональная, общечеловеческая сущность. В перестроечной и постпе-рестроечной философской литературе, несмотря на ощутимое остаточное присутствие методологии, ориентирующей на «вторичность» духовной сферы, уже имеется существенный позитив: признается сложность и многомерность, неисчерпаемость духовности как феномена, исследуется репрезентация духовности в ценностях сознания на индивидуальном и социальном уровнях. Так, например, согласно В.Г. Федотовой духовность выступает качественной характеристикой сознания, связанной с господствующим
п
типом ценностей. А с точки зрения М.С. Кагана, духовность отражает це-
о
лостность личности и ее деятельности. В таком понимании духовность превращается в особую экзистенциальную и психическую данность, выходящую за пределы чисто рациональных, интеллектуальных способностей и параметров личности и составляющую совокупный целостный продукт ряда уровней психической активности человека. Целостность и интегративиость
7 Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1991. С.99.
8 Каган КС. О духовном. (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. №9. С.95.
30