СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Особенности социокультурной среды молодежной учебной группы
§1. Влияние социально-экономических и политических течений на молодежную учебную группу.
§ 2.Социокультурный анализ молодежной учебной группы
Глава 2. Характеристика социокультурного конфликта в молодежной учебной группе
§ 1.Социологический анализ конфликта
»
§ 2. Социальные типы и особенности конфликтов в молодежной учебной группе
§ 3. Модель социокультурного конфликта молодежной учебной группы и пути его урегулирования
Заключение
Ф Библиография.
Приложения
»
4-15
15
15-44
44-66
67
67-104
104-126
126-159
160-165
166-180
181-186
з
ВВЕДЕНИЕ
Социально-политическое реформирование, радикальные
преобразования в экономике, вызванные сменой форм собственности, имущественная поляризация населения, замена коммунистической идеологии либеральными социально-политическими концепциями, многочисленные управленческие дисфункции государства породили дестабилизацию общественно-политического развития, явились основополагающими факторами не только обострения социальной напряженности, но и способствовали росту конфликтных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности Российского общества.
Сложность социально-экономической обстановки, распад культурноисторического пространства СССР, практически полное отсутствие государственной поддержки развития культуры — все это создало почву не только для возрастания конфликтности в обществе, но и значительного ослабления нормативности поведения, в том числе и поведения в конфликтных ситуациях. Это проявляется в неупорядоченности и противоречивости законодательных актов, в недостатках системы судопроизводства, которые усиливают и без того прочно укоренившееся в русских традициях недоверие к власти, в юридической малограмотности граждан, среди которых лишь немногие умеют защищать свои законные интересы.
Происшедшие существенные сдвиги в области культурной ориентации и деидеологизация общественных отношений оказались наиболее болезненными для молодежи.
Новое поколение усваивает специфический набор ценностей, стандартов, образцов поведения, отличных от принятых в мире взрослых, что подразумевает возникновение напряжения и разрыв в отношениях между двумя возрастными группами. Развитие молодежной культуры
4
слитность интеллектуального, рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов
В основе убеждений и верований лежит знание. Убеждения и верования — это чувственные переживания знания как личностнозначимого, достоверного, которым следует руководствоваться в своем поведении. Верования формируются при дефиците информации, когда отсутствует возможность эмпирическим путем утвердиться в истинности той или иной информации. В отличие от верований предметом убеждения является логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности.
Убеждения и верования как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах непосредственным мотивом действий и поступков, социальных установок, ценностных ориентации. Все эти социальные формы образуют ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Ценностно-нормативный механизм представляет собой второй интегральный элемент культуры, который, в свою очередь, разделяется на ряд подэлементов: ценности, социальные нормы, образцы поведения.
Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично в терминах «хорошо — плохо», особенно если речь идет о современной культурной ситуации в нашей стране, поскольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, во-вторых, еще не ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Однако уже зримо выделяются несколько тенденций.
1. Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. В содержательном плане это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой — к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой
18
потребителю культурной продукции, будь то популярная литература или многочисленные образовательные заведения.
2. Приватизация и коммерциализация культуры. В настоящее время этот процесс имеет однобокую направленность: вновь образовавшийся российский капитал предпочитает пока вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высокодоходную область — эротическую и детективно-развлекательную индустрию.
3. Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви.
4. Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей.
5. Усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение посещаемости театров, музеев, библиотек.
6. Особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который можно рассматривать как индикатор культуры. Он организует характер и способ восприятия реальности. За несколько десятилетий в русском языке произошли такие негативные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к распространению «официального полуязычия», к росту сквернословия и широкому употреблению «матерной смазки» в обыденной речи.
Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое значение. В современных условиях становится отчетливо видно: нельзя усиленно проводить в жизнь экономические и политические программы без учета культурного уровня населения. Другими словами, повышение культурного уровня является необходимой предпосылкой социально-экономического роста.
19
- Київ+380960830922