2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................... 3
Раздел I. Благотворительность как социокультурный феномен 15
1.1. Благотворительность как проблема духовного возрождения России................................................. 15
1.2. Культурно-исторические особенности российской благотворительности........................................... 40
Раздел II. Исторические традиции благотворительности в России............................................................ 65
2.1. Благотворительность в деятельности органов государственного управления....................................... 66
2.2. Частная благотворительность: истоки и социокультурный статус..................................................88
2.3. Традиции церковной благотворительности............... 118
Заключение..................................................... 144
Список использованной литературы............................... 152
3
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, как никогда прежде, актуальна, проблема критического анализа и осмысления состояния российского общества, его истории и перспектив дальнейшего развития, формулирования ясных целей и выбора наиболее эффективных средств и методов их достижения. Великая мировая держава стоит ныне на. историческом перекрестке : назад пути нет, но и выбор нового еще предстоит сделать.
Главное сегодня - предотвратить ослабление и развал Госу -дарства Российского. Это невозможно сделать лишь традиционными административно-государственными или финансовыми методами: для России этого недостаточно. России нужна идейная, духовная основа сплочения, на которой издревле покоилась мощь Нации и Государства.. В саше критические периоды истории нашего Отечества нацию спасали мощные запаси духовной силы русского народа.. Они аккумулируют соборность как единение людей ради возрождения православной веры и процветания Отечества, человечность, гуманность русского национального характера., терпимость и восприимчивость к другзтм народам, их верованиям и традициям, любовь и сострадание к ближнему.
Возрождение духовно-нравственного потенциала России на современном этапе ее истории является важнейшей предпосылкой политического, экономического и социального прогресса, преодоления самого тяжелого кризиса, переживаемого страной. В связи с этим исключительно актуально научное осмысление истоков и путей возрождения традиций, духовности общества, способствующих его консолидации.
Следствием радикального реформирования экономики явилось ослабление экономического и научно-технического потенциала страны, что крайне болезненно сказалооъ на решении социальных задач в обществе. Данные двух масштабных опросов общественного мнения взрос-
15
РАЗДЕЛ I БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
До недавнего времени благотворительность понималась у нас как "буржуазное" и, следовательно, чуждое нам явление. "Благо -творительность, - чита.ем в "Словаре руаского языка", изданном в 1984 г., - в буржуазном обществе: оказание частными лицами материальной помощи неимущим; филантропия"1.
Поэтому было принято много не ра.соуждатъ о благотворительности и, тем более, не поощрялись научные изыскания в э^ой области. Слова "благотворитель", "филантроп" произносились с пренебрежительно-ругательным акцентом.
Предстоит возрождение изначального смысла "благотворительности", "благотворителя", "милосердия" и т.п. - и не только в научном, но и обыденном сознании. Можно сказать даже большее: не только в сознании, но и в практической деятельности, в реальных взаимоотношениях людей. Возрождение и развитие благотворительности как социокультурной деятельности выступают одним из условий, факторов выхода из переживаемой страной духовного кризиса. Поэтому проблема возрождения благотворительности - это во многом проблема духовного возрождения России.
1.1. Благотворительность как проблема духовного возрождения России
О духовном кризисе общества, говорят и пишут сейчас много, хотя само это явление не получило четких очертаний ни в массовом
^-Словарь русского языка в 4-х т.- М.: Изд-во "Русский язык", 1984.- Т.1, с. 96.
16
сознании, ни в теории. Указаны отдельные проявления кризиоа., но не раскрыта его сущность. Определены некоторые из его причин, но не выявлены истоки..
Не претендуя ни в коей мере. на. целостную характеристику кризиса, попытаемся выделить его некоторые сущностные признаки.
Во-первых, духовность теряет традиционно важную роль в мотивации и регуляции деятельности, поведения. Очевидна тенденция смещения к утилитарно-прагматическим ориентациям, к безыдейности поступков, а если человек потерял идею, - как заметил еще В.А.Су-хогллинский, - то он остается при одних ощущениях. Растет удельный вес немотивированных поступков, совершаемых, как в животном мире, по схеме непосредственного регулирования.
Во-вторых, увеличивается разрыв мэжду общественными и индивидуальными ценностями. Он отражается и воспроизводится в двойственности, ’’мозаичности1' внутреннего мира личности, в расхождении между чувствами и поступками, замыслами и делами, желав* ум и действительным, официальным поведением и неофициальной жизнью ... .
Все это обусловливает личностные синдромы неудовлетворенности, социальной усталости, агрессивности.
В-третьих, с особой тревогой общественное сознание воспринимает разгул насилия и преступности. Этот показатель при массовых опросах даже опережает тревогу по поводу экономических бед. Люди устали от насилия и произвола, мечтают о справедливости, верят, что добро восторжествует, а зло исчезнет из личной и общественной жизни. Но в то же время нет такого общественного идеала, к чему бы лвди стремились, во имя и ради достижения чего ютивировали овои поступки.
В-четвертых, нарастает тенденция к дегуманизации общественных отношений ореды .человеческого обитания. Их интенсивная ’’технизация"
- Київ+380960830922