Ви є тут

Организационная культура как фактор совершенствования сферы образования

Автор: 
Василевич Светлана Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193478
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа
организационной культуры.
§ 1. Феномен организационной культуры как объект
социологического анализа. 17
§ 2. Проблемы определения структурно-содержательных
компонентов организационной структуры: основные
концептуальные подходы. 28
§ 3. Методика диагностики организационной культуры: типы организационных культур. 36
Глава II. Проблемы сохранения, воспроизводства и
совершенствования организационной культуры в образовательных учреждениях.
§ 1. Специфика институционально-организационных структур в сфере образования. 47
§ 2. Организационная культура в образовательном процессе: значимость образовательной среды. 63
§ З.Роль руководителя в развитии и поддержании культуры организации как детерминирующего фактора ее эффективности. 78 Глава III. Совершенствование организационной культуры в образовательных учреждениях в условиях социальных трансформаций в современной России.
§ 1.Организационно-культурные вопросы образования в контексте особенностей национальной культуры российского социума. 95 § 2.Российское образование в ситуации когнитивно-аксиологической неопределенности переходного периода. 108
2
§ 3.Формирование новой модели развития образования и его организационно-культурный потенциал: проблемы инновационной аккультурации. 124
Заключение 133
Список использованной литературы 145
3
Предмет исследования - организационная культура как детерминирующий фактор управления образовательными структурами и сферой образования России в целом.
Цель и основные задачи исследования Целью диссертационной работы является определение адекватных современным российским реалиям путей совершенствования организационной культуры в российском образовании как необходимого условия и важнейшей детерминанты его эффективного функционирования.
В соответствии с поставленной целью формулируются следующие основные задачи исследования:
- осуществить анализ феномена организационной культуры в контексте социологического измерения его экзистенционапьных характеристик;
- рассмотреть основные концептуальные подходы к определению структурно-содержательных компонентов организационной культуры;
изучить специфику институционально-организационных структур в сфере образования;
- проанализировать степень влияния организационной культуры на образовательный процесс, акцентируя внимание на выявлении специфических характеристик «образовательной среды»;
выявить роль руководителя образовательного учреждения как субъекта развития и поддержания культуры организации;
отношения и состояния в образовательных структурах и процессах.- Саратов. 1997, Шерги Ф Э Социология образования прикладные исследования - М , 2001.
13
- исследовать организационно-культурные аспекты образования в контексте особенностей национальной культуры российского общества;
- рассмотреть проблематику организационной культуры в образовательных в условиях социальных преобразований в современной России.
Методология исследования
В диссертационной работе в качестве базового аналитического инструментария используются методологические принципы и апробированные методы исследования: социологии, социальной философии, социальной психологии и в других областях гуманитарного знания. И прежде всего, это социокультурный, диалектический, структурно-функциональный, институциональный, цивилизационный и конкретно-исторический подходы к осмыслению организационно-культурных проблем современных образовательных процессов.
Научно-теоретической базой работы являются теоретические разработки по данной проблематике отечественных и зарубежных ученых, часть научных трудов которых представлена выше.
Научная новизна диссертационной работы состоит, прежде всего, в том, что образование как социальный институт рассматривается в контексте анализа организационной культуры, выступающей в качестве одного из важнейших детерминирующих факторов образовательных процессов. Как правило, этот аспект при изучении проблем образования остается вне пределов научного анализа, либо исследуется в русле выявления влияния только лишь
14