Ви є тут

Образование и профессиональный труд в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи : На материале вузов г. Казани

Автор: 
Абдрахманова Лилия Виловна
Тип роботи: 
На материале вузов г. Казани
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
128
Артикул:
1000332316
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел I. Ценностные ориентации как социологическая категория
Раздел II. Система ценностных ориентаций студентов: факторы формирования
Раздел III. Образование как ценность и профессиональный труд как ценностная ориентация студентов
Заключение
Список литературы
Стр.
2-17
18-48
49-73
74-103
104-111
112-128
V-
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная Россия характеризуется радикальными преобразованиями всех сторон жизнедеятельности общества, что сопровождается глобальной по масштабам и неизбежной трансформацией социальных институтов. Продолжается поиск механизмов, способных поставить страну на рельсы созидания и развития, что приводит к пониманию необходимости коренного пересмотра наших представлений о многих явлениях общественного бытия. Не могут быть исключением в этом смысле ценности и ценностные ориентации людей.
Обращение к ценностной проблематике отнюдь не случайно. По системе ценностей можно судить об обществе, его гуманистическом потенциале, перспективах развития. Любые изменения в общественной жизни накладывают свой отпечаток на все категории граждан, оказывают влияние на формирование мотивов, установок, взглядов, норм, сказываются на ценностных ориентациях людей.
Молодежь в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Специфика молодежи состоит в том, что она находится в состоянии поиска, овладевает социальными ролями, у нее формируются жизненные ориентации, интересы, предпочтения, и в конечном итоге, система ценностей. В то же время она наиболее восприимчива к новым ценностям, так как сознание молодых менее загружено стереотипами, связанными как с политическими представлениями, господствовавшими в обществе, так и ее положением в социальной структуре. Но ценности, предлагаемые обществом, личность «усваивает» избирательно. М.Вебер считал, что «достоинство личности состоит в том, что для нее существуют те ценности, с которыми она соотносит свою жизнь...».1 Можно предположить, что мир ценностей и норм формирующейся личности молодого человека, на которого оказывают
1 Всбср М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. -С.350.
11
обобщению в которых основывался на использовании множества различных данных из источников, не объединенных по исследовательской программе и репрезентативных главным образом как исследования по целевым выборкам. Среди российских работ можно выделить следующие: «Высшее образование в жизненных планах молодежи», «Высшая школа как фактор изменения социальной структуры общества», «Пути поколения», «Социальное развитие молодежи: показатели и тенденции» и др.; среди республиканских: «Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан», «Молодежь Татарстана о себе и своей жизни», «Условия жизни молодежи Татарстана: оценки и реальность», «Молодежь Татарстана — динамика социального статуса», «Молодые ученые Республики Татарстан», «Интеллектуальный потенциал молодежи Республики Татарстан», «Политическая социализация молодежи Республики Татарстан», «Правовое сознание студенческой молодежи» и др.11
Этот же подход лег в основу ежегодных государственных докладов о положении молодежи правительствам РФ и РТ (доклады о положении российской молодежи готовятся с 1993 года, доклады о положении молодежи в республике - с 1996 года). Особенности этих публикаций состоят в том, что они прямо связаны с реализацией государственной молодежной политики. Таким образом, вопрос о социальном положении молодежи, и студенческой в том числе, перешел из сферы научного обсуждения в организационноуправленческое русло, а осмысление исследований по проблемам молодежи (и студенческой в том числе) становится частью обоснования тех или иных действий государства.
11 См.: Молодежь России: социальное развитие. - М., 1992; Молодежь России: тенденции и перспективы.
- М., 1993; Молодежь: будущее России. - М., 1995; Молодежь Татарстана - динамика социального статуса. - Казань, 1995; Молодые ученые Республики Татарстан. - Казань, 1995.; Политическая социализация молодежи Республики Татарстан. - Казань, 1995.; Правовое сознание студенческой молодежи. - Казань, 1995; Условия жизни молодежи Татарстана: оценки и реальность. - Казань, 1994 и др.
12
В современном российском обществе проблемы профессиональной ориентации, образования молодежи, ее отношения к труду стоят достаточно остро и имеют свои особенности. Этим и объясняется необходимость исследования данных проблем.
Объект исследования: студенчество Казани.
Мы под студенчеством будем понимать особую социальную группу внутри молодежи, включенную в социальную структуру любого современного общества, сформированную по формальному признаку, объединяющую в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, относительно одинакового в качестве базового (среднего) уровня образования, отличающуюся от других групп молодежи своими особенностями, главная из которых - подготовка к труду в сфере материального и духовного производства, имеющую особый образ жизни, характеризующийся особенностями организации жизнедеятельности, стилем поведения, структурой потребностей, системой ценностей.
Предмет исследования: образование и профессиональный труд в системе ценностных ориентаций студенчества.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение системы актуальных ценностных ориентаций студентов и определение позиций, которые отводятся в данной системе образованию и последующему труду но получаемой в вузе профессии. Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- уточнение содержания понятий «студенчество», «образование», «профессиональный труд» применительно к данной молодежной группе;
- изучение основных положений различных теоретических концепций ценностей и ценностных ориентаций;
- выявление факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций студентов;