Оглавление
Введение 3
I. Теоретические подходы к исследованию феномена «юмор». 20
§ 1. Научный анализ социальной основы юмора и смеха. 20
§2. Теории юмора в эстетике и психологии. 36
§3. Смех как проявление юмора, его разновидности. 43
II Социокультурная специфика юмора адыгского этноса. 80
§ 1 .Отражение социальных противоречий общества в юморе 80
народов России.
§2. Юмор в литературных произведениях как средство утверждения нравственных ценное гей в обществе. 124
§3. Юмор как способ выражения этнической самоидентификации. 142 Заключение. 151
Библиография. 156
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Современная Россия характеризуется противоборством
определенных интеграционных и дезинтеграционных процессов. В результате развития и интенсификации различных социальных связей (хозяйственных, политических, культурных), а также возникновения и актуализации новых видов деятельности и коммуникаций, окружающий нас мир приобретает свойства единства и целостности. Возрастает сознание универсальных человеческих потребностей, проблем обеспечения жизнедеятельности, общности исторических судеб и безопасности народов. Это интеграционный или центростремительный процесс, в ходе которого жизнь человечества на современном этапе приобретает глобальный характер.
В условиях глобализации этнические культуры подвергаются жестокому испытанию, поскольку социокультурное пространство их характеризуется встречей двух систем ценностей: традиционализации и модернизации. Процесс глобализации особенно опасен для небольших народов и локальных культур, которые могут не выдержать мощный информационно-технологический поток, стремящийся унифицировать все этносы и культуры.
Рассматривая культуру как совокупность материальной и духовной сторон, следует отметить, что сегодня этническая специфика ярче всего проявляется в духовной сфере. Поэтому так сильно возрос интерес ученых к различным сферам проявления этнических особенностей.
Сохранение, возрождение, развитие этнической культуры требует серьезного научного изучения, объективной оценки всего комплекса культурного наследия.
Возросший интерес к традиционным ценностям культуры
продиктован необходимостью восстановления исторической памяти
3
казавшегося на первый взгляд неразрешимым»3.
Свой взгляд на проблему юмора дает М.Т.Рюмина в диссертационной работе «Эстетические проблемы комического». Она считает юмор, остроумие, иронию, сатиру, пародию, карикатуру, гротеск субкатегориями по отношению к родовой категории комического. И дает следующее определение дефиниции комического: «Комическое есть эстетическая категория, в которой фиксируется чувственно наглядный, выразимый процесс созидания и мгновенного, неожиданного разрушения особого рода видимости, удвоенной видимости (объективной и субъективной, которые находятся между собой в отношении несоответствия, противоречия), процесс, коренящийся в противоречивой природе явлений процессов, вещей, сопровождающийся его осознанием, пониманием смысла происходящего, его ценностного аспекта и эмоциональным его переживание которые доставляют удовольствие, связанное с самоутверждением личное повышением ее жизненного тонуса: последнее может выражаться в смехе, улыбке и т.д. Границы комического определяются сохранением его «безвредной и безболезненной» природы для субъекта восприятия, что связано с «отстраненной» точкой зрения наблюдателя, субъекта комического.4
Вслед за А.В.Дмитриевым мы употребляем термин «юмор» как синоним комического и как родовое понятие по отношению сатиры, иронии, гротеска, карикатур!,I, пародии, насмешки.
Понятие юмор употребляется как в узком, так и в широком значении.
3 Карасев Л.В. Философия смеха. М., 1996 с.5
4 Рюмина М.Т. Эстетические проблемы комического. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1990
16
В узком - как нечто веселое, добродушное. В широком обобщенном виде юмор как объективное восприятие, в какой-то степени синоним понятия «комическое». Вот какое определение мы находим в культурологическом энциклопедическом словаре под редакцией К.М.Хоруженко: «Юмор (англ. humor) - нрав, настроение, особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешнюю комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляете смешным». В кратком психологическом словаре дается определение чувства юмора. «Чувство юмора - в обычном словоупотреблении способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Чувство юмора неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо поведении и т. п. По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления»5.
Развернутое определение юмору находим и в философском энциклопедическом словаре. «Юмор - (лат. влажность) - согласно античному учению, правильная мера влажности, то есть «здоровые соки» в человеке достаточно обоснованное хорошее настроение. Юмор видит в серьезном и великом незначительное и мелкое, не порицая, однако, первого разрушительной критикой. И, наоборот, в противоречащем
5 Краткий психологический словарь. Ростов-на-Доиу. «Феникс» 1998, с.443
- Київ+380960830922