Содержание
ВЕДЕНИЕ........................................................................3
Г1АВА I СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ..................................12
§ 1 КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ.........................12
1.1 Теория и определение модернизации......................................12
1.2 Социокультурная трансформация как основа модернизации..................21
§ 2 Город как локальный аспект модернизации..................................25
2.1 Определение урбанизации................................................25
2.2 Динамика урбанизации XX веке...........................................35
§ 3 РОЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА В МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЯХ...................40
3.1 Определение социальной стратификации...................................40
3.2 Возникновение и специфика среднего класса..............................45
ЛАВА II МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ.....................................57
§ 1 Социокультурные условия и агенты модернизации............................57
1.1 Характерные модернизационные трансформации и модернизационный потенциал 57
1.2 Социальные силы и модернизация.........................................68
§ 2 Модернизационный потенциал российских городов............................73
2.1 Типы городских поселений...............................................73
2.2 Модернизационный потенциал российских городов..........................76
§ 3 Государственные программы модернизации России............................91
2.1 Методология и методика анализа программ................................91
2.2 «Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу» .95
2.3 Программа «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» ......................................................................107
АКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................ИЗ
ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................119
1РИЛОЖЕНИЕ...................................................................130
Список иллюстраций
(См. Приложение)
аблица 1 Глобальный рост населения, живущего в городах (нач. XIX -XX вв.) ......130
аблица 2 Характерные черты социокультурных организаций — урбанизма и рурализма
.............................................................................130
хема 1 Модель социальной стратификации модернизированного общества..............131
аблица 3 Черты социальной стратификации в традиционном и модернизированном
обществе.....................................................................131
хема 2 Механизм социокультурной трансформации...................................131
аблица 4 Трансформации социальной структуры при переходе от традиционного
общества к модерни ги........................................................132
аблица 5 Шкалы для измерения модернизационного потенциала.......................133
аблица 6 Возможные модели модернизационного потенциала..........................133
аблица 7 Распределение российских городов по аспектам модернизационного
потенциала...................................................................133
аблица 8 Ранги модернизационного потенциала в различных категориях городов......134
хема 3 Пример разбиения текста на смысловые модули и его интеграции в
семантическую структуру......................................................134
аблица 9 Схема семантико-структурного анализа текста программных документов 135
.иаграмма 1 Удельный вес различных типов модулей «Программы ...»................135
хема 4 Пример разбиения текста программы на модули (Часть 4 «Программы...») 136
Диаграмма 2 Удельный вес частей «Программы социально-экономического развития
РФ...».......................................................................137
аблица 10 Части слов, наиболее употребляемые в тексте «Программы...»............137
аблица 11 Цели «Программы социально экономического развития РФ...»..............138
хема 5 Структура «Программы социально-экономического развития РФ...»............139
.иаграмма 3 Удельный вес частей «Концепции ...».................................139
хема 6 Модульная структура «Концепции модернизации российского образования...»
.............................................................................140
Хема 7 Структура «Концепции модернизации российского образования ...»...........141
аблица 12 Устойчивость и изменчивость социокультурных образцов..................141
аблица 13 Распределение социальных сил по институциональным сферам..............142
аблица 14 Распределение социальных сил по стратам...............................142
тлиза информации используется семантико-структурный анализ текста, а в качестве шовного метода верификации данных — социокультурное моделирование. Работа не эетендует на универсальность выдвигаемых положений, которые в основном эедставляют собой приближенные к реальности модели. Однако она позволяет тределить систематическим образом и в наиболее значимых социальных измерениях жова нынешняя ситуация в России с точки зрения возможности модернизации, шраясь на какие основания и возможные последствия, можно оказывать влияние на щиокультурные процессы, способствующие модернизации социальной структуры эссийского общества.
Глава I Социокультурный процесс модернизации § 1 Концепция социокультурного процесса модернизации
1.1 Теория и определение модернизации
Понятие «модернизация» традиционно связывается с некоторым ювершенствованием, улучшением чего-либо старого. Термин «модернизация» одобно «Ренессансу» зачастую используется в иносказательном смысле. 1одернизацией именуют совокупности социокультурных инноваций, которые роисходили в иные исторические периоды; разнообразные технические ювершенствования и нововведения в технологической сфере; рассматривают как цну из «стратегий развития» и т.п. Чтобы понять, насколько это оправдано с точки эения этимологии, а также операционализировать термин, предпринимается анное исследование.
На сегодняшний день существует ряд подходов к исследованию
одернизации. Эти подходы характеризует общий недостаток, а именно отсутствие
еткого определения модернизации, которое позволяло бы очертить ее
эциокультурные, локальные и временные границы. Так, в социологическом
юваре содержится следующее определение модернизации: «1. Придание
эвременного характера чему - либо, приспособление к современным стилям,
зглядам, идеям, вкусам, потребностям. 2. Взаимообусловленные общественные
роцессы и изменения па базе индустриализации, которые характеризуются:
остом специализации и дифференциации труда, бюрократией, формированием
и
злитических институтов современного типа (избирательная система, злитические партии, парламентаризм), открытой стратификационной системой, лсокой мобильностью, ослаблением традиционных ценностей (семьи, религии, орали), ростом индивидуализма и т. д.»1.
Первое, что обращает внимание это бессистемность определения, а именно фечисление через запятую разнопорядковых социокультурных феноменов, диако, это определение хорошо характеризует содержание модернизации, огласно данному определению, процесс модернизации присутствует в различных |>ерах социальной структуры (системы институтов) как то: экономическая, злитическая и т.п. При этом, в качестве предпосылок модернизации в феделении присутствует только индустриализация, характеризующая, главным Зразом, одну сферу социальной структуры — экономическую. Здесь совершенно ; учитываются иные социокультурные предпосылки модернизации, что сужает шасть применения данного определения.
Другой социологический словарь содержит следующее определение: .юдернизация — концепция революционного перехода от доиндустриального к щустриальному обществу путем комплексных реформ. <...> В результате 1рдинально изменяются социальные институты общества и образ жизни людей, го — приобщение той или иной страны к культуре, технологии и научным >стижениям капитализма. Различают органическую и неорганическую эдернизацию. Органическая модернизация является результатом состоятельного развития страны и подготавливается всей предшествующей юлюцией (Англия, США). Неорганическая модернизация связана с попыткой >гнать другие страны пугем закупки зарубежного оборудования и патентов, имствования чужих технологий <...>. Неорганическая модернизация может юнить органическую и наоборот (Япония), что обусловлено неравномерным 13витием стран в силу ряда внешних и внутренних причин. Виды модернизации згут сочетаться как результат и следствие борьбы социальных групп, >щественных классов. Если органическая модернизация начинается с культуры, »менений общественного сознания, то неорганическая модернизация связана в
Социологический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. / Под ред.
3. Осипова. М: Инфра-М — Норма. 1998 С. 187
13
- Київ+380960830922