СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................. 3
Глава 1. Методологические проблемы исследования коммуникационного аспекта имиджа политика.................................... 16
1.1 .Культурная специфика политики в обществе информационного
типа............................................................. 16
1.2. Имидж как социокультурная технология конструирования политического актора..................................................... 33
»
Глава 2. Российская специфика конструирования имиджа политика ............................................................... 59
2.1. Социальная мобильность в политике как фактор
формирование имиджа............................................... 61
2.2. Роль этнокультурных архетипов в формировании
политического имиджа.............................................. 33
2.3. Мода в конструировании политического имиджа................... 120
Заключение.......................................................... 120
Список литературы................................................... 125
f
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. По оценкам экспертов, российское общество в конце XX в. вступило в эпоху информационного развития1. Значимым фактором этого перехода выступил процесс глобализации, который задал импульс массовизации общества и проявился в экспансии западных ценностей и принципов организации доминирующих сфер социальной жизни - экономики и политики - в российское общество. Одним из направлений такой экспансии стала автономизация политики как сферы социальной деятельности и ее театрализация2.
Развитие средств массовой коммуникации и использование их в целях организации взаимодействия политика и социальных масс позволило подмег нить публичную политику театром, где столкновение интересов предполагает зрительскую аудиторию. Технические и художественные средства телевидения позволили от документального жанра подачи политики перейти к существенному заимствованию рекламных элементов. Политика стала твориться на глазах у зрительской аудитории по законам жанров массовой коммуникации, превращая людей в простых зрителей, отстраненно созерцающих проходящую мимо них собственную жизнь3.
О ней свидетельствуют широкое использоваться в политике своеобразных методов - мифов, специализированного языка, манипуляции ценностями и пр. Один из известных отечественных специалистов в области связей с общественностью, Эраст Галумов, замечает по этому поводу: «... публичная политика подменяется пропагандистскими заявлениями, а содержание ее
f
становится исключительно делом власти. Происходит превращение полити-
1 Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
2 Сулаберидзс Ю.С. Грузинский политический театр // Полит, исслед. 2001. № 4.; Гераси-мовский Д.В. Эпоха политического спектакля Н Актуальные проблемы политологии. 2001. С. 130-139.
3 Vancigem R. Traité de savoir-vivre à l'usage des jeunes générations // L'organisation de l'apparence. - Paris, 1967. Цит по: Герасимовский Д.В. Эпоха политического спектакля // Актуальные проблемы политологии. 2001. С. 132.
3
Демонстративная функция направлена на показ социального и культурного капитала политика, его .статуса в политической элите. Она также нацелена на номинирование претендента в качестве «своего» и «серьезного», что выступает пропуском для вхождения в элитарный политический слой; эта функция ориентирована, преимущественно, на слой политиков и высший слой государственных менеджеров.
4. При всех отличительных особенностях разных этапов становления российской политической элиты в советский и постсоветский периоды, прослеживается производность конструирования имиджа политика: а) от культурных комплексов конкретного общества (этнических архетипов власти, способов рекрутирования в политическую элиту), которые воспроизводят культурного инварианта образа власти и политика; б) от ориентации на инновационные элементы культуры, характерной формой которых в имидже является мода. При этом властный слой общества задает консервативный инвариант в построении имиджа политического деятеля, а социально активные группы - его инновационные элементы.
5. Определяющим субъективным фактором при конструировании имиджа политика в России выступает ориентация на этос корпоративной культуры политиков и государственных менеджеров, где доминируют клиен-тальные отношения. Они основаны на диффузном характере социальных взаимодействий обменного типа, формально.не закреплены и проявляются преимущественно в коммуникативной сфере. Предметом неформальных практик, консолидирующих политическую элиту, выступает разработка и реализация предпринимательских проектов, направленных на комбинирование разнородных ресурсов, которыми располагают те или иные функционеры, с целью получения выгоды, расширения сферы влияния, укрепления сетевого сообщества лидера, карьерного продвижения на статусные должности «своих» людей. Параметры визуального оформления кандидатов в элитный слой задаются первыми лицами, обладающими монополией на конструирование габитарного имиджа политика.
6. Культурный инвариант имиджа российского политика ориентирован на устойчивые элементы этнонациональной культуры, сконцентрированные в эт7 нических стереотипах власти. Они задают рамки построения образа, поскольку в них сконцентрированы экспектации, которые возлагают широкие социальные слои на политика. Данные культурные синдромы можно измерить по шкале «индивидуализм - коллективизм», «открытость - закрытость», которые задают личностные характеристики имиджа. Стиль политической деятельности определяется комплексом культурных черт социальной общности, индикаторами которого выступают «дистанция власти», «избегание неопределенности», «маскулинность - феминность». Российская национально-культурная специфика политических отношений проецируется на имиджевые характеристики политиг ка, а именно, лидер должен быть автономным и независимым по отношению к своему окружению - «держать дистанцию власти», разрабатывать и прокладывать курс социально-экономического развития страны (региона, области) и об-
%
ладать ярко выраженными маскулинными чертами.
7. Важным каналом расширения политических коммуникаций политика и масс, а также сближения социальной дистанции между ними в современном обществе является мода. В качестве механизма социальной регуляции, она задает ориентацию на такие ценности как современность (изменчивость), универсальность, индивидуальность и поэтому привносит динамизм в организаг цию политических взаимодействий. Вместе с тем, культурная специфика российской политических сферы (клиентализм, дистанция власти, рекрут в политический слой) определяет доминантную роль первых лиц в использовании регулятивной функции моды в политической коммуникации. Визуально ценности моды оформляются в имиджевых характеристиках политика, что позво-
• а
ляет ему использовать в политических коммуникациях сложившийся в культуре образец маскулинности посредством подчеркивания внешних данных, самопрсзентации через мужские виды деятельности - стратегическое планирование и ответственность, причастность к силовым структурам, акцентирование успешности в рискованных (мужских) видах спорта и т.д.
- Київ+380960830922