Ви є тут

Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи

Автор: 
Щербачева Светлана Анатольевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193573
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
гражданской культуры общества и личности
1.1. Эвристический потенциал символико-коммуникативного подхода в исследовании гражданской культуры личности....................... 15
1.2. Характеристика гражданского идеала российского общества:
историко-культурная динамика......................................36
1.3. Базовые компоненты гражданской культуры современной учащейся молодежи: теоретико-социологический анализ........................62
Глава 2. Коммуникативное влияние семьи и учебных коллективов на формирование гражданской культуры учащейся молодежи
2.1. Коммуникативное влияние семейных ценностей на формирование
гражданской культуры личности....................................95
2.2. Образовательные ценности как коммуникативный фактор формирования гражданской культуры учащейся молодежи.............134
2.3. Профессиональная ориентация учащейся молодежи как базовый компонент гражданской культуры личности в условиях крупного города современной России............................................. 161
Заключение..................................................... 190
Список использованной литературы............................... 201
Приложения...................................................... 211
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях реформирования общества одной из его стратегических задач является развитие гражданского общества в России. Социологи отмечают, что демократический подъём осложняется системным кризисом всех сторон жизни, а также сопровождается, с одной стороны, анархистскими проявлениями, с другой - жесткой прагматизацией, выражающейся в правовой регламентации всех сторон социального взаимодействия граждан. В то же время гражданские права в современной России не подтверждаются их реальным воплощением. Все это существенным образом влияет на общий процесс становления гражданского общества в России, которое, по оценкам ведущих социологов и политологов (Голенкова З.Т., Заславская Т.И., Лапин Н.И., Ядов В.А. и др.), является в настоящее время квазигражданским.
Развитие гражданского общества в России происходит в ситуации обращения к опыту демократических стран и опирается на мировые традиции в качестве методологической основы в решении данных задач. Ориентация на гражданский идеал, аккумулирующий символикоценностное содержание - право на жизнь, безопасность, справедливость, личную жизнь; свободу от пыток, рабства, дискриминации в правах, а изгнания и пр. (Всеобщая Декларация, Европейская Конвенция) -
позволяет различным государствам находиться в русле доминирующих коммуникативных процессов гражданского развития. Данные процессы актуализируют историко-социологический анализ и отечественного гражданского идеала, что поможет обнаружить коммуникативные факторы, влияющие на возрождение гражданских традиций и становление новых ценностей в общественном сознании поколений.
В этой связи особую роль играет взаимосвязь старшего и молодого поколений, в результате которой происходит передача культурного и
3
Таким образом, в исследовании гражданских ценностей учащейся молодежи следует внимательно изучать не только представления респондентов, но и сравнивать их с существующими квазиреальностями, тем или иным способом охватывающих сферу гражданской жизни современного общества. Обозначая значимость указанной методологии, мы опираемся на сущность культуры, представленной М.Вебером: «Культура есть фрагмент лишенной смысла мировой бесконечности, который с точки зрения человека обладает смыслом и значением. Такое понимание культуры присуще человеку и в том случае, когда он выступает как злейший враг какой-либо конкретной культуры и требует «возврата к природе». Ведь и эту позицию он может занять, только соотнеся данную конкретную культуру со своими ценностными идеями и определяя ее как «слишком поверхностную» (33, 379). Вебер был склонен трактовать ценности как установки той или иной исторической эпохи. В этом плане интересен его подход к культуре как к основному фактору, который детерминирует всю общественную жизнь и обусловливает специфичность экономических, политических, нравственных отношений. Не ставя своей задачей, анализ слабых и сильных сторон его учения о взаимодействии рациональности и иррациональности, следует указать, что, по сути, речь идет о процессах коммуникации, которые влияют как на развитие социальных связей общества в целом, так и его отдельных акторов. Вебер абсолютизировал влияние рациональности, обозначив однако глубинную причину многих социальных проблем современного ему общества.
В этом плане интересен подход «социологии знания», в рамках которого ее представитель К. Мангейм подчеркивал, что противоречивость современной культуры проявляется не только в том, что стремление к рациональности рождает иррациональность, но также и в том, что возрастание технической мощи не сопровождается ростом моральной ответственности, повышением уровня духовного развития человека. В этой
21
связи становится понятным, почему в условиях развития информационных технологий такое большое место занимают мифологические установки акторов на жизнь в обществе, на его гражданскую составляющую, семейные отношения. Мангейм продолжает развивать идеи Ортеги-и-Гассета о причинах омассовления культуры. Он пишет, что «если утрачивается определенная мера обособленности, то целенаправленность в образовании вкуса уже достигнута быть не может. Новые импульсы подхватываются широкими массами как простые возбудители, а не в их сложившейся форме как объективные образования... Постоянно растущая жажда раздражения заменяет творческое терпение и стремление к совершенству» (93, 79). Опираясь на указанные методологические идеи, мы приходим к выводу, что в современном мире информационных технологий появляются объективные, основанные на научно-технических возможностях, факторы, влияющие на разрушение и размывание границ индивидуального мира человека, который втягивается в глобальные процессы коммуникации. Такое положение отражается на всех сферах жизни человека в обществе.
Это является характерной особенностью и для современной гражданской ситуации в России. Речь идет о формировании гражданских ценностей акторов. Растущая волна демократических преобразований в начале 90-х годов прошлого века охватила лишь поверхностный слой сознания, который был настроен на массовое потребление разнородных гражданских идей и теорий. Таким образом, сформировалась социальная иллюзия относительно ускоренных перемен во всех сферах жизни. Установка общественного сознания была направлена на неисполнение законов, норм и правил, поскольку все они, условно, считались временным явлением. В результате был порожден миф, обосновывающий данное положение: Россия строит демократическое общество, а более радикальное ответвление - Россия уже живет в демократическом обществе.
22