СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................... 4
ГЛАВА 1. «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ АСПЕКТОВ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ» 28
1.1.Теория социальных изменений, изучение их особенностей в переходном обществе ........................... 29
1.2.Социокультурные характеристики социальных процессов, способы их изучения ........................... 4 4
1.3.Культурные аспекты социальной аномии и девиаций
в переходном обществе .................................... 61
Выводы к главе 1 ......................................... 75
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ.......................... 77
2.1. Социокультурный кризис в переходном обществе и потребность ресоциализации.............................. 78
2.2.Социокультурное содержание процесса ресоциализации .................................................................................................... 93
2.3.Субъекты ресоциализации,’их потребности, мотивы
и цели .................................................. 108
Выводы к главе 2 ........................................ ^21
ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГРУПП 124
3.1.Социокультурные факторы формирования дезадалтив-
ных общественных групп ................................... 125
3.2.Социальная и культурная специфика адаптационных
стратегий дюдей в переходном обществе .................... 139
3.3.Особенности социальной адаптации при нарушенной системе микросоциальных связей........................ *155
Выводы к главе 3 170
ГЛАВА 4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ * АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕВИАНТОВ И ДЕЗАДАПТАНТОВ В ОБЩЕСТВЕ 173
4.1.Роль социальной реабилитации в переходном обществе и ее институциональное обеспечение ............... 174
4.2.Создание благоприятных- социокультурных условий общественной реабилитации девиантов и дезадаптантов 189 4.3.Особенности социальной реабилитации бывших за- 2Q4 ключенных .............................................
4
Выводы к главе 4 .......................................... 220
*
2
ГЛАВА 5. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОПЫТОМ ДЕВИАНТНОГО И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 222
5.1.Специфика ресоциализации•девиантов в период общественных преобразований и аномии ............ 223
5.2.Отличие моделей ресоциализации делинквентов в
переходном обществе ..................................... 240
5.3.Делинквентное поведение и социализация молодежи в переходном обществе.................................... 256
Выводы к главе ........................................ 271
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................. 273
ЛИТЕРАТУРА.................................................. 279
«
г
3
зываемой когнитивной микросоциологии. 'Они отрицают «внешнюю» реальность социальных структур и институтов, считая их продуктами дискурса в рамках тех или иных ситуаций. Как пишет представитель данного, направления К.Кнорр-Цетина, «в некотором смысле проблема социального порядка переопределяется, традиционный подход к порядку переворачивается с ног на голову. Социальный порядок - не то, что сохраняет целостность общества, контролируя желания и устремления индивидуумов, а то, что возникает в многочисленных повседневных взаимодействиях и взаимоприспособлениях этих желаний и утверждений»35.
Титаническую фигуру П.Сорокина никак нельзя отнести к сторонникам «культурно-анадитической» социологии в изложенной выше трактовке. Однако этот выдающийся социолог также внес существенный вклад в развитие социокультурного подхода. В своем фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика» Сорокин дал всеобъемлющую картину смены социокультурных типов на протяжении всей истории человечества . Основываясь на анализе огромного фактического материала из всех областей общественной жизни, Сорокин ставит и решает задачу исследования динамики выделенных им трех типов культур: идеациональной, чувственной и идеалистической (интегральной). Как убедительно показал Сорокин, социокультурная динамика носит циклический характер, представляя собой чередование указанных типов культур во вре-
35 Knorr-Cetina K. The Microsociological Challenge to Macrosociology // Advances in Social Theory and Methodology / Ed.A.Cicourel and K.Knorr-Cetina. Boston, 1981. P.7.
56
мени. При этом на каждом историческом' периоде каждое конкретное общество характеризуется преобладанием определенного типа культуры во всех социетальных сферах36.
Социокультурный подход базируется не только на результатах социологии и философии, но и других социальногуманитарных наук. Так, в рамках антропологии выдающийся французский мыслитель К.Леви-Строс сформулировал важнейшее с теоретической и прикладной точек зрения положение о равноправии культур, недопустимости их иерархического упорядочивания и-попыток разделения культур на «высшие» и «низшие». Как считает Леви-Строс, «мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе ничем иным, кроме как коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность»37. Только на основе этой концепции возможно конструктивное разрешение этнических конфликтов, ставших настоящим бичом человечества на протяжении последних десятилетий .
Существенный вклад в развитие социокультурного подхода внесли и современные российские социологи. Согласно определению Н.Лапина, сущность этого подхода заключается в рассмотрении общества как единства культуры и социальности, причем под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека, а под социальностью -совокупность взаимоотношений социальных субъектов. Лапин отмечает также, что социокультурный подход позволяет объединить цивилизационный и формационный подходы, ставя
36 Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
37 Lévi-Strauss С. Race and History // Structural Anthropology. Vol.2. L., 1978. P.330.
57
- Київ+380960830922