Ви є тут

Особенности организованного досуга учащихся начального профессионального образования в современной России: социологический анализ

Автор: 
Круглов Юрий Николаевич
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2004
Артикул:
193515
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Стр.
Введение................................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения
организованного досуга учащихся...............................11
§ 1. Досуг и свободное время: специфика и функции................11
§ 2. Дополнительное образование как форма организованного досуга.36 Глава II. Состояние досуга учащихся начального
профессионального образования в современной России:
специфика, тенденции развития................................63
§ 1. Факторы, влияющие на проведение досуга и типология досуга
учащихся начального профессионального образования............63
§ 2. Потребности учащихся начального профессионального
образования в организованном досуге........................ 87
Заключение............................................................104
Спи сок л итерату ры..................................................110
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процесс трансформации социальной структуры российского общества закономерно приводит к смене социальных ориентиров, переоценке норм и ценностей. В условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов формируется новая среда обитания, новый образ жизни и новые виды досуговой деятельности. К тому же в ходе углубления социальной поляризации, преодоления тотальной социализации людей, нарастания многообразия индивидуальных моделей жизненастроения меняется представление о содержании досуга.
Если ещё 20-30 лет тому назад одним из лозунгов содержания свободного времени являлось провозглашение «всестороннего развития личности», которое не было связано с реальными условиями существования людей, то сегодня отношение к содержанию досуга изменилось, как изменился и сам досуг.
В современной России содержание досуга очень изменчиво, причем, эти изменения происходят под воздействием бурного развития средств массовой информации, появления индустрии досуга, новых информационных технологий (компьютер, Интернет), социально-экономических и культурных преобразований в обществе. Поэтому досуг теперь всё более требует от личности деятельностей, направленных на саморазвитие. Однако многосторонность и разнонаправленность досуговой деятельности отнюдь не свидетельствует о развитии и саморазвитии личности.
Изменения в сфере досуга проявляются во всех социальных группах общества. Особый интерес представляет рассмотрение досуга учащейся молодежи, такой ее социально-демографической группы, как учащиеся начального профессионального образования (НПО). Ее влияние на экономику, культуру и политическую жизнь общества велико, поскольку из
11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОГО ДОСУГА УЧАЩИХСЯ
§ 1. Досуг и свободное время: специфика и функции
Интерес к проблемам свободного времени, досуга в западной социологии возникает уже в конце XIX - начале XX века, в отечественной - в 20-е годы XX века.
Один из основателей французской социологической мысли
Э. Дюркгейм считает, что свободное время восстанавливает энергию, потраченную человеком на труд. Он отмечает, что формы свободного времени связаны с простым увеселением. Свободное время, по его мнению, заставляет людей забыть о реальном мире, обществе, в котором они живут, и помогает перенестись в другой мир, где их воображение более свободно1. Он утверждает, что взаимоотношения между работой и свободным временем являются не случайными: всё указывает на то, что необходимость, а не случай, связали работу и свободное время воедино в их современной форме. Каждое требует и обуславливает другое. Их взаимоотношение носит характер функциональной взаимозависимости. Роль, которую играет работа в нашей жизни, не может сохраняться без свободного времени. Анализ
Э. Дюркгейма предполагает, что досуг действует в союзе с религией, чтобы выполнить компенсаторную функцию в современном промышленном обществе. Он был против идеи «общества свободного времени», так как излишек свободного времени является болезненным фактором и опасностью для общества. Оно увеличивает привлекательность безделья и стремления индивидуумов хронически отлынивать от работы. Но он был и против любой социальной политики, которая стремилась удлинить рабочий день. Считая,
1 Rojek Cristian. Capitalism and Leisure Theory. - London, N-Y, 1995. - P.83.
что специфические формы свободного времени, такие как: игры и групповые времяпровождения, являются слишком узкими и непродолжительными для того, чтобы сохранить моральную жизнь в обществе в целом, Э. Дюркгейм представляет явления коллективного свободного времени в будущем, которые смогут выполнить эту функцию1.
Его анализ происхождения свободного времени предполагает, что формы свободного времени способны осуществлять те же самые функции на светском уровне, которые религия осуществляет в царстве священного. То есть в рассуждениях Э. Дюркгейма мы не видим противопоставление работы и досуга, наоборот, здесь он наделяется вспомогательной по отношению к труду функцией, не предполагающей наделение досуга серьёзной информацией и богатым интеллектуальным содержанием. А потому главные функции досуга - компенсаторная и развлекательная.
Немецкий социолог М. Вебер, как и Э. Дюркгейм не наделяет досуг прогрессивной силой для общества. Отдых имеет своё место в нашем мировоззрении, но когда он ведёт к безделью и недисциплинированному веселью, он заслуживает брани. «Судьба» досуга должна быть сформирована высокими уровнями расчёта формальной обязанности, стандартизации и соблюдением установленного порядка. Определённый набор досуговых занятий он связывает с жизненным стилем. Он «приравнивает досуг к субъективно значимому присоединению к специфически ценному положению» и «определяет жизненный стиль, присоединённый к
Л
определённой форме досуга, как символическое выражение власти» . То есть он заявляет о предопределённости вариантов выбора досуговых занятий социальным положением человека и утверждает, что содержание досуга должно быть регулируемо. Однако вопрос о том, кто должен регулировать это содержание у М. Вебера остаётся открытым. Социолог пытается перенести принцип рационализма, действовавший в труде, и на досуг.
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии: [Пер. с фр.). - М., 1991. - С. 471-482;
2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М., 1990. - С. 186;