Ви є тут

Взаимодействие факторов формирования системы ценностных ориентаций школьников старшего подросткового возраста

Автор: 
Осипова Любовь Борисовна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193802
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС О ПРОБЛЕМАХ 13
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Молодежь старшего подросткового возраста как специфическая 13 социально-демографическая группа
1.2. Теоретико-методологические основы исследования ценностных 43 ориентаций молодежи
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ 61
ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Специфика системы ценностных ориентаций подростков: по ре- 61 зультатам социологического исследования
2.2. Прогнозная модель и механизм формирования системы ценност- 128 ных ориентаций подростков в системе образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
БИБЛИОГРАФИЯ 147
ПРИЛОЖЕНИЯ 163
2
В настоящее время возрастные границы молодежи несколько изменились: подростковый возраст молодежи - от 12 до 17 лет, старший молодежный возраст-от 18 до 35 лет.
По мнению С.Н. Иконниковой, важнейшее теоретическое и практическое значение имеет научное исследование «...молодежи как общественной группы, выяснение основных факторов и механизмов социализации молодежи, исследование процесса становления молодого поколения как субъекта социальной жизни, его положения и роли в обществе, функций и сферы деятельности, особенности сознания и поведения» [77, С. 13].
Диссертант разделяет точку зрения С.Н. Иконниковой и считает, что только научно обоснованный анализ на базе специальных теоретических и эмпирических исследований способен дать полную картину состояния и эволюции этой социально-демографической группы. Вызывает справедливую настороженность тот факт, что в России происходит уменьшение доли молодых людей в возрастной структуре населения. В сфере отношений «молодежь - общество» сложилась совокупность отрицательных тенденций: становится все более сложным доступ молодежи к образованию и культурным ценностям; нарастает молодежная безработица, увеличивается маргинальная прослойка; к нулевой отметке близится регулятивная роль нравственного идеала; в молодежной среде нарастают агрессивность, экстремизм, наркомания, преступность. Молодежь, переживая глубокий кризис ценностей, остро нуждается в новой социальной философии и идеологии, которая бы объяснила ей смысл происходящих перемен. Пока же она, все более отчуждаясь от общества, пытается приспособиться к текущей ситуации главным образом материально, а не духовно.
В связи с этим представляется актуальным исследование проблемы ценностных ориентаций молодежи, осмысление набора ценностей, т.к. именно система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу се мировоззрения и жизненной концепции. Социально нестабильное российское общество в условиях кризиса экономических, нравственных, политических и других общественных отношений размы-
17
вает социальные структуры. Изменения в структуре общества, в системе ценностных ориентаций, серьезным образом отражаются на взаимоотношениях поколений, способствуют образованию новых общностей. В каждой их них, в том числе и в молодежной среде, происходит становление и развитие своей системы ценностей, жизненных приоритетов - возможно, переосмысленных, ранее отвергнутых. В отличие от общества тоталитарного типа, когда ценностные ориентации, нормы диктовались правительством и насаждались в виде идеологических императивов, прежде всего, через социальные институты СМИ, образования, формировался определенный тип личности послушного исполнителя. В современной России личности предоставляется свобода творчества, свободомыслие и свобода действий. Часто молодежь, и особенно, подростковая молодежь воспринимает эту свободу как принцип «Что хочу, то и делаю», то есть, смешивая свободу с анархическими принципами. Поэтому, как показал анализ практики подростковой активности, для значительной части подростков типично антисоциальное поведение и антиобщественные действия.
В природе и обществе, как известно, действуют имманентно присущие им определенные законы, которые должны соблюдаться личностями, социальными общностями в любом акте своей деятельности. В противном случае их нарушение приводит к негативным последствиям, как для нарушителей, так и для всего общества.
Исследование молодежи как социально-демографической группы во взаимосвязи с общей социальной динамикой, предполагает знание особенностей объекта исследования, в данном случае - городской молодежи старшего подросткового возраста. Причем, объекта, взятого во всей совокупности социальных отношений, позволяющей понять его специфику.
В диссертационном исследовании в качестве объекта изучения взята старшая подростковая группа городской молодежи (14-17лет). Этот выбор не случаен и не произволен. Данный возрастной период - 14-17лет называется «ранней юностью» или «старшим подростковым возрастом». Конечно, выделение разных возрастных интервалов всегда имеет долю условности. Не без осно-
18