СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ
3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ
1.3. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 48
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ....68
2.1.ФОР1МИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.......................68
2.2. ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ...............................89
2.3. ВКЛЮЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.................................106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...........................133
СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ...............
1.1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА...
1.2. РОЛЬ РОССИЙСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
30
14
14
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Радикальные преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, существенно влияют на процесс включения студенческой молодежи в общественные отношения, меняют содержание и механизмы ее социализации. Современное среднее профессиональное образование, социальные процессы, происходящие в российских техникумах, колледжах, лицеях, находятся под воздействием факторов, определяющих социально-экономическое, политическое и духовнонравственное развитие нашего общества.
Студенчество средних специальных учебных заведений (далее ссузов) является специфической социальной группой, в которой отражаются все противоречия и тенденции социального развития общества. Сегодня студенты оказались одним из наиболее восприимчивых социальных слоев, связанных с рыночными отношениями и формированием новых социально-политических реалий. Направленность и характер протекания процесса социализации студенческой молодежи вообще и студентов ссузов в частности, в значительной степени влияют на качественные характеристики перспектив развития всего общества. Преобразование социума не может быть успешным, если оно не обеспечивается развитием молодого поколения. Этим, прежде всего, обусловлена актуальность темы диссертационного исследования, которая усиливается рядом более конкретных обстоятельств.
Во-первых, в условиях становления в нашей стране рыночных отношений во многом меняются содержание, механизмы и критерии подготовки студентов к трудовой деятельности. В связи с этим к числу определяющих аспектов социализации студенчества можно отнести вопросы формирования высокой профессиональной компетентности, самостоятельности, творческой инициативы, предприимчивости. От эффективного использования знаний молодых людей, роста их профессионализма в немалой степени зависит развитие производительных сил, что является одним из важных условий выхода из кризиса российского общества.
проектировании социальных инноваций в процессе реформирования современных систем и структур по работе с молодежью.
Аиробатш работы. Основные положения диссертации были доложены на заседании кафедры философии и социологии Курского государственного технического университета, на заседаниях методического совета Курского монтажного техникума, областных методических объединений, регионального совета директоров ссузов Госстроя России, на международных научно-практических конференциях «Социальное образование и воспитание специалиста на рубеже ХХ-ХХ1 веков» (г. Курск, 1999), «Подготовка кадров в регионе» (г. Курск, 2000), «Колледж-2001» (г. Воронеж, 2001), на международной научной конференции «Инновационные технологии в образовании» (г. Курск, 2003), на 19-ой Всероссийской заочной конференции «Просвещение на Руси. Исторический опыт» (г. Санкт-Петербург, 2000).
Структура диссертации обусловлена последовательностью постановки и решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 234 изданий.
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1.1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Проблема социализации личности является одной из основных в социологии, изучающей установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации. В социологии разработано множество теорий социализации, которые отражают различные научные направления объяснения этого явления социальной реальности. В зависимости от того, на базе каких оснований строится та или иная теория социализации, создаются и различные теоретические модели этого процесса.
Сложность и многофакторная детерминация процесса социализации обусловливает тот факт, что социализация является объектом исследования многих смежных дисциплин. Так, в социологии исследуется влияние на социализацию индивида макро- и микросреды, социально-экономических, социокультурных, региональных, национальных и других социальных условий. Педагогика и социальной педагогика выявляет наиболее эффективные формы и методы целенаправленного формирования личности, создания воспитывающей среды, в которой наиболее благоприятно осуществляется социальное развитие индивида. Педагогическая психология призвана раскрывать психологические закономерности этой целенаправленной педагогической деятельности. Для социальной психологии важно изучение закономерностей взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением, процессов усвоения социального опыта, перевода внешних групповых норм и социальных ценностей в систему внутренней регуляции.
Впервые термин «социализация» был введен в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом в конце XIX века. Он понимал под социализацией «процесс развития социальной природы человека» [230, Р. 22]. Среди первых работ по проблеме социализации заслуживает внимания концепция
- Київ+380960830922