Ви є тут

Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ

Автор: 
Кондратова Мария Дмитриевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193766
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВ...................................12
1.1. Религиозная община как основа формирования индивидуальной религиозности.......................................12
1.2. Особенности функционирования виртуальных религиозных сообществ на основе электронной коммуникации........34
ГЛАВА 2. ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СООБЩЕСТВА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СТРУКТУРЫ И ВЛАСТИ 62
2.1. Контент-анализ социокультурной стратификации религиозного виртуального сообщества.............................62
2.2. Центральность и власть в религиозном виртуальном сообществе на основании параметров электронной коммуникации.......94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................123
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................132
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретической рефлексии социокультурных изменений и социальных взаимодействий в сфере культуры, духовной жизни глобального сообщества в целом и социума современной России, в частности. Современный мир, охваченный разнообразными и широкомасштабными процессами, меняется очень быстро. Соответственно активизируется процесс глобализации в современном обществе эпохи постмодернизма, претерпевает изменение сама его структура.
Расширение международных политических контактов, интеграция мировой экономики и финансов, настоящая революция в области средств массовой информации, изобретение и распространение сети Интернет - все это ведет ко все большей глобальной связанности мирового сообщества, углублению степени культурной коммуникации этносов, как позитивному, так и негативному влиянию современных коммуникационных технологий на духовную жизнь общества. Одновременно актуальными являются в исследовательском аспекте требование концептуализации и моделирования культурной коммуникации как таковой, глобальных и локальных тенденций культурного развития, проблемы непосредственного субъекта культурных изменений.
Формирование глобального культурного и информационного пространства сети Интернет, в котором в той или иной форме наличествуют модели объективно существующих социальных институтов - образования, управления, культуры, религии - создает ситуацию соответствия / несоответствия индивида постоянно меняющимся условиям коммуникации в виртуальном сообществе в киберпространстве. В результате индивид вынужден корректировать свои жизненные ориентации ввиду подвижности ценностных систем.
Таким образом, рамки реального общества, в котором существует индивид, расширяются, и социальные нормы трансформируются в корпоративные нормы пользователей сети Интернет и путем приобщения к культурным и духовным ценностям индивидов — носителей чуждой этнокультурной психологической установки происходит изменение индивидуального духовного континуума
дельные условия его существования с целью удовлетворения определенных социальных потребностей. Источником религии, согласно Дюркгейму, является сам социальный способ существования людей. В религии общество обожествляет само себя. Смысл и предназначение религии состоит прежде всего в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Таким образом, для Э. Дюркгейма религиозными являются все коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер и тем самым связывают индивида и общество.
Э. Дюркгейм считает, что религия связана с функционированием в социальном взаимодействии священных объектов. Священные объекты, по его мнению, - символы общественного единства. У австралийских туземцев в качестве такого символа выступает тотем - животное или растение, которое рассматривается той или иной социальной общностью как общий предок - покровитель, связь с которым отличает одну общность от другой. У христиан эго Иисус Христос. Культовые действия всегда совершаются коллективно.
Религия, по мнению Э. Дюркгейма, будет существовать вечно. Не может существовать общество, которое не испытало бы потребность регулярно утверждать и подкреплять коллективные чувства и идею, подтверждающие их единство и индивидуальность. Дюркгейм верит, что в результате данного процесса на смену религии существ и богов придет «религия человечности».
Т. Парсонс обосновал центральную идею своего учения функционального анализа, идею «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие / консенсус/ Парсонс исходит из того, что система не может функционировать и выжить, если не выявлены определенные основополагающие проблемы, и выделяет четыре таких функциональные предпосылки, которые касаются любой системы, будь то семья, религиозная организация, предприятие или национальное государство: схема «Эйджил» (А01Ь):
1. Адаптация (система должна уметь приспособиться к внешней среде).
л
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. С. 84.
2. Достижение цели (система должна уметь достигать тех целей, которые определяются как следствие стремления к адаптации).
3. Интеграция (чтобы достичь цели, система должна обладать достаточным внутренним единством и упорядоченностью).
4. Сохранение существующего порядка, или латентность (функция сохранения порядка) - внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться посредством усвоения членами системы «интернализации» норм системы.
Эти функции соответствуют специальным институтам, составляющим систехму общества. Интеграцией занимаются институты, которые берут на себя социальный контроль и поддерживают общую культуру и набор символов, в то время как функцией поддержания порядка занимаются социализирующие институты (семья, школа, религия, которые согласовывают структуру личностных мотиваций с целями и ценностями общества.)4
Это происходит, когда индивид в процессе социализации приобретает свою индивидуальность и одновременно интернализует нормы данного общества. Каждой позиции принадлежит социальная роль, то есть множество способов поведения, заданных носителю позиции в определенном обществе.3
Что касается концепции социально-философской теории марксизма, то она базировалась на проводимых К. Марксом и Ф. Энгельсом еще с 1840-х гг. конкретных социологических исследованиях (анкетирование, наблюдение, анализ официальных документов и периодической печати) - о немецких виноделах, о положении рабочих на английских предприятиях и др.
Материалистическое понимание истории в марксизме исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя; общество рассматривается как социальный организм; единая социальная система, источник развития и формирование которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне. Эта
1 Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. С. 91.
5 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. М.: Academia, 1999. С. 116.