Оглавление
Введение...........................................................3
Глава I
Образование как ценность в обществе на рубеже ХХ-ХХ1 веков
§1.1 Ценностное отношение к образованию в современном обществе..13
§ 1.2. Противоречия развития образовательной активности российских специалистов.......................................................40
Глава II
Образовательная активность специалистов в послевузовской профессиональной деятельности как социологическая и технологическая проблема
§ 2.1 Личностная мотивация образовательной активности специалистов...57
§ 2.2 Технологии повышения образовательной активности специалистов: направления модернизации...........................................98
Заключение........................................................114
Библиографический список использованной литерату ры...............121
Приложение 1......................................................141
Приложение 2......................................................154
Введение
Актуальность темы исследования:
Специалисты в области социальных наук констатируют, что современный мир находится в переходном состоянии. Содержание перехода в большей мере исследуется по отношению к индустриально развитым странам. Стадию перехода одни называют «постиндустриальным обществом» (Д.Белл), другие -«информационным обществом» (А.Тоффлер), третьи - программируемым обществом (А.Турен). Каждое из этих понятий по-своему отражает направление социальной динамики. Мы, изучая проблемы развития образовательной активности специалистов, обращаем внимание на повышение ценности образования в информационном обществе. Прогресс в области техники и технологии привел к тому, что на первое место в вопросах общественного производства выдвигаются знания и интеллект. Возрастает ценность образования, составляющего основной ресурс нового общества -человеческий капитал. Система образования, профессиональной подготовки и самообразования претерпевает значительные изменения, связанные с переходом к принципу непрерывности. Непосредственным носителем человеческого капитала, его накопителем и потребителем является квалифицированный специалист. В современных условиях интеллектуальной конкуренции он нуждается в непрерывном развитии, углублении и расширении профессиональных знаний, принцип «образование на всю жизнь» уходит в прошлое, а образование становится непрерывным и продолжается всю жизнь.
Ф Человеческий капитал на производстве становится фактором экономической
конкурентоспособности как в государственном, так и в мировом масштабе. Особую важность приобретают вопросы модернизации обучения специалистов, занятых на производстве. Одним из базовых элементов человеческого капитала наряду со знаниями, навыками и способностями является мотивация, составляющая энергетический потенциал активности субъекта. Исследование
3
постиндустриального, информационного или сервисного общества, выделяют ^ ряд его характерных признаков:
• Усиление роли человека, его интеллекта и творческого потенциала как решающего фактора общественного производства.
• Доминирование информации как основного ресурса развития общества, возрастание роли знаний и интеллекта в обществе, переход к информатизированной деятельности.
• Усиление государственного и корпоративного планирования и управления.
Общий момент всех теорий постиндустриального общества - признание возрастающей ценности образования как следствия научного и технологического переворота. Он явился определяющей причиной того, что
♦
большинство экономически активного населения индустриально развитых стран рубежа XX - XXI веков занято работой с новыми ресурсами - прежде всего, информационными. Этот процесс с объективной необходимостью вызвал повышение ценности знания в производительном труде. Напомним, что К.Маркс в свое время в первом томе «Капитала» (гл.VI) называл производительным труд, который производит свою противоположность -капитал. Рост ценности образования как основного фактора развития общества определяется несколькими тенденциями: ускоренным развитием науки и техники, необходимостью выдерживать острую конкуренцию в области меняющихся высоких технологий, а также зависимостью общественного прогресса от реализации личностного потенциала. Особенностью рубежа XX-• XXI веков является осознание данной тенденции на общественном и
личностном уровнях, следствием чего является изменение в поведении индивида. Признание высокой ценности образования влечет за собой изменения в системе ценностных приоритетов и, как следствие, в поведении современных работников. Образование обретает значение важнейшего фактора, обеспечивающего человеку социальный статус и общественное признание.
14
«Наука и знания становятся непосредственной производительной силой, их носители - олицетворением достижений нации, а ценности, связанные с образовательным уровнем и интеллектуальной деятельностью, - надежными ориентирами для новых поколений»11. Усиливается связь между уровнем образования человека, его материальным достатком и социальным положением. Д. Белл подчеркивает роль образования как ценности, вокруг которой выстраиваются новые общественные отношения и система социального неравенства. Кроме того, по мнению А. Тоффлера, условия интенсивного обмена знаниями и информацией совершенно по-новому определяют характер и ценность образования: не как набора отдельных знаний и навыков, а как способности добывать и анализировать актуальные знания. Дж. Грейсон и К. О’Делл утверждают: «Образование прямо связано с конкурентоспособностью. Ни одно общество не может иметь высококачественную продукцию без высококачественных исходных материалов. Образование создает «человеческий капитал», который в соединении с «физическим капиталом» и дает увеличение производительности и качества»12. В этом процессе исследователи, занимающиеся его теоретическим и эмпирическим изучением обнаружили значимую для экономистов и социологов закономерность: при повышающейся производительной способности знаний и образования отнюдь не всякое образование проявляет эту способность. Основной проблемой является то, что далеко не всякое образование в современных условиях ценно, а лишь то, которое может быть капитализировано, т.е. приносить дивиденды, как личности, так и обществу. Свидетельством прогресса страны все в большей степени выступают не показатели роста производства, а уровень образования населения, его качество и всеохватность. Мощная система образования, способная обеспечить гибкость и непрерывность обучения специалиста,
11 Иноземцев ВЛ. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия перспективы. -М.:Логос, 2000. - С. 25.
12 Грейсон Дж., О' Делл к. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М., 1991. -С.253.
15
- Київ+380960830922