Ви є тут

Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества

Автор: 
Кузяков Николай Олегович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193518
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Глава I. Правовая культура личности, ее место и роль в духовной культуре общества
1.1. Сущность и структура правовой культуры
1.2. Феноменология правосознания личности, его виды, формы и функции
1.3 Влияние правового нигилизма на духовную культуру общества Глава 2. Региональные особенности и механизмы формирования и развития правового сознания и правовой культуры личности
2.1. Методологические подходы к социологическим исследованиям уровня правосознания
2.2. Социологическая диагностика уровня правового сознания и правовой культуры
2.3. Механизм формирования правовой культуры в регионе (на материалах социологического исследования в г. Тюмени) Заключение
Список литературы Приложение
♦ Введение
По Конституции Российская Федерация официально провозглашена правовым государством. Но стабильность правовых реформ и высокий уровень духовной культуры общества невозможен без высокого уровня правового сознания и правовой культуры отдельных граждан страны.
Недостаток правовой культуры населения страны сегодня ощутим как никогда ранее. Не стал исключением и наш регион, в частности, город Тюмень. Низкий уровень правосознания и правовой культуры населения России обусловлен в первую очередь историческими причинами.
Сложно ожидать высокого уровня, когда большую часть населения России составляли безграмотные крепостные крестьяне, а потом практически бесправные крестьяне и рабочие СССР. Безусловно, были и положительные сдвиги. Так, судебная реформа 1864 года способствовала повышению уровня правовой культуры в стране, введению суда присяжных, появлению плеяды блестящих юристов-адвокатов. Впоследствии много позитивного было 4 сделано и советскими учеными, что позволило российской юридической
науке занять одно из ведущих мест в мире.
С началом демократических реформ ситуация в стране резко изменилась. Политическая нестабильность и слабость власти, сложные рыночные отношения, отставание правовой реформы от реалий жизни, коррупция и бесконтрольность госаппарата, снижение авторитета и материального обеспечения правоохранительных органов привело к резкому росту уголовной преступности и к всеобщему правовому нигилизму.
Изучение представлений людей о степени их правовой защищенности, уровне правовых знаний, осведомленности о своих правах, об обязанностях, общее состояние законности и причины возникновения и распространения правового нигилизма в обществе - вот задачи, от решения которых зависит проблема неуклонного повышения правосознания и правовой культуры граждан. Промедление и некомпетентность в решении данной проблемы не просто тормозят экономическую, политическую и правовую реформы, но
# качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» [129, с. 142-147]. И. Л. Иванников определяет правовую культуру как одну из форм социально значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Она выражается в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений [65, с. 20].
Обобщая вышеизложенное, диссертант определяет правовую культуру как выражение государственного опыта конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение. Говоря кратко, правовая культура - это способность действовать «по закону», а не «по совести». Поэтому некультурное поведение с точки зрения права есть негативное отношение индивидов или их объединений к юридическим нормам, нарушение действующего законодательства.
Рассмотрев понятия и определения «правовой культуры», данные рядом российских ученых, необходимо, по мнению автора, обратить внимание и на ее структуру. Вопрос о структуре правовой культуры как в российской, так и в зарубежной литературе до настоящего времени также остается дискуссионным. Но если, как полагает автор, сложить все выделенные компоненты в отечественной литературе, то получим следующую структуру (рис.1).
По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и правовую культуру общества.
Под правовой культурой личности понимается знание, понимание и сознательное выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.
14
Рис.1 Структура правовой культуры Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране [129, с. 332 ].
В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, так как включает в себя сочетание общегосударственной и национальной правовых культур. Правовая культура человеческого общества формируется под влиянием общечеловеческих ценностей, государственных и национальных правовых культур. Правовая культура общества отдельно взятого государства содержит как общие, особенные, так и единичные признаки. Как нет совершенно одинаковых людей, народов, государств, так нет и одинаковых правовых культур личности, народа и т.д.[65, с. 11].
Диссертант отмечает, что правовая культура одной, отдельно взятой личности - это частица правовой культуры нации, расы, класса, общности и общества, зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая на ее юридически значимое поведение.
15