ОГЛАВЛЕНИЕ
^ ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Методологические вопросы исследования правового
плюрализма в традиционном обществе 15
§ 1.1 .Понятие социальной структуры и социальной стратификации и
их основы в племенном обществе................................. 15
§ 1.2.Правовой плюрализм в мусульманском племенном обществе 51
Глава 2.0пыт изучения функционирования норм обычного права в
йеменском обществе 68
§2.1 .Социальная ситуация в Йафи в историческом освещении........ (38
§2.2.Функционирование обычного права в Йемене (пример Йафи)....... Ю7
I ф........................................................................Заключение................................................................. 134
Литература..................................................... 138
Приложение...................................................... 146
*
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Как известно, поведение членов любой человеческой общности определяется двумя основными компонентами: принятой в этом обществе моралью, или идеологией, и существующими в нем писанными или неписаными законами. Как правило, эти два компонента во многом совпадают, поскольку второй является результатом детализации и фиксации первого. Выработанные многовековым опытом нормы регулирования взаимоотношений между людьми, семейно-родственными группами и общиной получили название обычного права. В странах и у народов, исповедующих ислам либо испытывающих воздействие последнего, за обычным правом, в отличие от права мусульманского (шариат), закрепился термин «адат», что по-арабски означает просто «обычаи». По образному выражению одного из авторов, писавшего в середине XIX в. о чеченцах, «адат можно назвать первым звеном соединения человека в обществе, переходом его от дикого состояния к общественной жизни»1.
В современной науке отсутствует единая точка зрения на то, что понимать под обычным правом, и насколько вообще удачен данный термин. Бытует мнение, согласно которому в отличие от права как выразителя «воли государства» в архаических обществах единственной формой общественного сознания была мораль, и нарушение ее норм являлось не преступлением, а проступком. Обычное же право, по взглядам его сторонников, возникло как регулятор отношений между социумами, а не индивидами2. Другие исследователи также склонны отрицать обоснованность отнесения норм поведения в
1 Карпов Ю.Ю. Личность и традиционные социальные институты: принципы взаимодействия // Северный Кавказ. Человек в системе социокультурных связей. СПб., 2005. С. 139.
2 См.: Семенов Ю.И. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль, право // Этнографическое обозрение. 1997. №4.
Т.Парсонс обратил внимание на динамические аспекты анализа социальных систем и выдвинул в качестве основного исходного элемента социальной структуры понятие «роли», наравне с понятием «статус». В своей основополагающей работе «Социальная система» (1951 г.)
Т.Парсонс использует для описания элемента социальной структуры сдвоенное понятие «статус-роль»42.
Согласно Т.Парсонсу, институционализированные образцы поведения (статус, роли) образуют главное содержание социальной структуры, так как именно они устанавливают границы вариации социального действия. Отсюда первостепенная значимость изучения институциональной структуры формирующей социальный порядок, который в свою очередь, по мнению Т.Парсонса, образует основную проблему социологического анализа. Нормально функционирующая социальная система предполагает процесс институционализации социальных действий, одна из сторон которого - интеграция людей в господствующую систему ценностей43. Таким образом, с точки зрения Т.Парсонса, изучение социальной структуры, помимо статического аспекта - сформированной системы ролей и статусов, - должно включать также динамический аспект - изучение процесса институционализации. Ввиду вышесказанного, социальная структура общества в рамках «функционалистского» направления представлена на двух уровнях - на элементарном уровне социальных позиций и социальных ролей и на уровне социальных институтов, представляющих собой сформированные системы статусов и ролей.
42 Парсонс, Т. Социальная система / Парсонс, Т. О социальных системах. - М., 2002.
43 Комаров М.С. О двух понятиях социальной структуры в социологии / Проблемы теоретической социологии. Вып.2: Сб.статсй / Под ред. А.О. Бороноева. - СПб., 1996, с.140.
Стоит отметить, что «функциональный» подход Т.Парсонса, по ф мнению его критиков, игнорирует значимость
неинституционализированных образцов поведения, которые не контролируются социальными институтами, а определяются народными обычаями и традициями, которые особенно важны для предмета нашего анализа - обычного права как способа регулирования социальных отношений. Можно констатировать, что социальные институты генетически связаны с неформальными способами регулирования социальных действий, вырастая из общественной морали и традиций.
Помимо институционализированных и неформальных образцов социальных действий существуют девиантные, отклоняющиеся от принятых в обществе норм и ценностей, образцы поведения. Девиантные типы поведения существуют вопреки требованиям и ожиданиям социальной структуры и направлены на ее дестабилизацию. Проблему Ф девиантного поведения разрабатывал американский социолог Р.К.Мертон
(1910). Для Р.К.Мертона социальная интеграция, в отличие от Т.Парсонса и других функционалистов, является не наличным фактом, а потенциально-возможным актом, требующим соответствующих условий для своего осуществления. Социальная структура, по мнению Р.К.Мертона, должна анализироваться не только с позиции согласования системы ролей и статусов, но также должна допускать и наличие конфликта между некоторыми нормативными компонентами 44 . Идеальная нормативная структура часто расходится с реальной структурой возможностей. Возникающая на базе данного конфликта социальная «аномия» требует механизмов адаптации, которые могут включать в том числе и девиантные способы разрешения конфликта. Согласно Р.К.Мертону, существует пять основных типов
* _______________________________
4* История теоретической социологии. В 4-х т. Т.З / Ответ, ред. и составитель
Ю.Н.Давыдов. - М., 2002., с.257-258.
19
- Київ+380960830922