Ви є тут

Делинквентное поведение как форма деструктивной девиации

Автор: 
Нишнианидзе Ольга Олеговна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193620
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН.....................................................И
1.1. Нонятик социальной нормы. Различные подходы к классификации социальных норм........................................11
1.2. ОСНОВНЫЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ..................................28
1.3. Причины девиации и делинквентности..................42
ГЛАВА 2. ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ................51
2.1. Влияние лглж 1КВГ.птного поведения на динамику оыигствгнных процессов..............................................51
2.2. Роль социального контроля в регулировании делинквентности....69
2.3. Делинквкнтнос-| ь в современном Российском обществе и способы кк регулирования.......................................95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................111
БИБЛИОГРАФИЯ
ИЗ
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе в ходе радикальных преобразований всех сфер жизнедеятельности на ряду с различными формами проявления девиации, широкое
распространение получило делинквентное поведение. Данное обстоятельство существенно актуализирует необходимость всестороннего научного
изучения э того социального явления.
Научный анализ делинквентного поведения особо актуален в силу ряда причин. Во-первых, экономические трудности, переживаемые нашим обществом, инициировали широкое распространение преступности, что усугубляет социально-экономическую и политико-правовую ситуацию в стране, негативно отражается в массовом сознании, формируя и закрепляя соответствующие ценностные ориентации. Сложилась парадоксальная ситуация, характеризующаяся тем, что, с одной стороны, весь ход радикальных реформ требует активного участия граждан в их
осуществлении, а, с другой стороны, особенности их проведения обусловили распространение различных видов отклоняющегося поведения, в частности делинквентного, которые выступают серьезным тормозящим фактором общественного развития.
Во-вторых, радикальные реформы, основное содержание которых составляет приватизация и становление рыночного типа экономики, сопровождаются динамичными изменениями социальной структуры и массовой маргинализацией общества. Тем самым, значительно расширяется социальная база различных видов отклоняющегося поведения. В-третьих, радикализм проведения экономических реформ, сопряженный с разрушением механизма государственной власти, обусловил процесс криминализации общественной жизни, который стал важным фактором распространения социально-негативных форм девиантного поведения.
11
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ
ФЕНОМЕН
1.1. Понятие социальной нормы. Различные подходы к классификации
социальных норм.
В обществе с момента его возникновения, как во всякой целостной системе, проявляются две противоречивые тенденции - организации и дезорганизации, обусловленные постоянным вовлечением в общественную систему все новых и новых элементов. Социальные нормы являются одним из важнейших условий стабильного функционирования общественной системы. Формы поведения, которые противоречат сложившимся в обществе нормам, приводят к социальным отклонениям (девиациям).
Как зарубежные, так и отечественные социологи отмечают, что понятие “отклонение” имеет смыл лишь в связи с понятием “норма”. Так, II. Смелзер определяет девиацию как “отклонение от групповой нормы...” [90].
Э. Шур также квалифицирует нарушения общественных и групповых правил как девиантное поведение .
Я.И. Гилинский пишет, что “под отклоняющимся поведением понимается... поступок, действие человека или социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)». [22]
Таким образом, исследуя девиантное поведение в обществе, необходимо рассмотреть и определить понятие социальной нормы и ее роли в системе общественных отношений.
Глубинная суть социальности заключается в совместных скоординированных действиях отдельных индивидов по достижению общей цели выживания. Успешное достижение намеченного результата предполагает необходимость довольно жесткой организации трудового процесса и выдвигает само собой разумеющиеся требования должного поведения к членам коллектива (соблюдать дисциплину, слушать старших и
12
т.д.). Несоблюдение требований в первобытном обществе наказывалось изгнанием из общины, что в результате грозило смертью, вне общины было выжить невозможно.
Первоначально эти правила не осознавались, но действовали на людей как объективная реальность. Однако постепенно они выделялись из трудового процесса по мере развития рефлектирующей способности человека, начинали осмысливаться и осознаваться, вербализуясь и превращаясь в настоящие социальные нормы. С этого момента они приобретают самостоятельный статус всеобщих регуляторов человеческих взаимоотношений. Теперь они могут действовать не только в сфере труда, но и в любой другой области человеческого общежития.
В дальнейшем, вплоть до XVIII века, под нормой стали понимать следование божественным предписаниям (заповедям). Любой критический подход к религиозным догматам оценивался как преступная ересь, обусловленная дьявольской одержимостью. Мыслители эпохи Просвещения с возникновением концепции общественного договора привнесли новый аспект в понятие нормы. В частности, классик криминологии Ч. Бсккария[11] определил норму не только как следование общественным заповедям, но и как соблюдение условий общественного договора, благодаря которому в обществе существует единодушие о том, что можно, чего нельзя делать. Высказывая, свою точку зрения о нормах, Д. Дидро говорил, что они выступают цементирующим началом общества, так как «... являются единственными подлинными связями, объединяющими людей друг с другом и могущими сделать общество устойчивым, спокойным, процветающим».[361 Таким образом, нормы не только предписывают добродетельное поведение, они также выражают суть человеческого общежития, обеспечивая стабильность и процветание общества. Более того, норма уже выступает не как волеизъявление высшего начала (Бога), а является результатом взаимодействия людей, их добровольного следования формирующимся общественным условиям.