2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы современной системы образо-
вательной деятельности И
1.1 Детерминанты инновационной деятельности в высшем образовании 11
1.2 Система высшего образования в США: сущность, содержание,
структура 31
1.3 Тенденции развития высшего образования в Российской Федерации 60
2. Социологический анализ формирования эффективной образователь-
ной деятельности в высших учебных заведениях. 85
2.1 Сравнительный анализ образовательной деятельности в США и
России. 85
2.2 Основные критерии и приоритеты в высшем образовании России и
США (по материалам социологического исследования) 109
2.3 Инновационная модель образовательной деятельности: оценка эф-
фективности и механизм реализации 136
Заключение 166
Литература 170
Приложение 184
ВВЕДЕНИЕ
3
Процесс интеграции системы образования России в международное образовательное сообщество привнес в деятельность вузов необходимость проведения активных нетрадиционных для университетов мероприятий. Принципиальной особенностью этой деятельности по выходу России на мировой рынок образовательных услуг явилось то, что ее результативность явно зависит от действий по достижению и превышению современного уровня высшего образования западных стран, давно работающих в этой области. Новизна и специфичность этого направления в системе образования России обусловливает необходимость изучения выработанных подходов, приемов и методов работы.
Российский Союз ректоров в своем постановлении N 1 от 24 ноября 1999 года[ рассмотрел и одобрил Доктрину образования Российской Федера-ции. Основная идея этой доктрины заключается в «сохранении и укреплении государственной высшей школы как непременного и неотъемлемого фактора национальной безопасности Российской государственности, а также в активном включении отечественной системы образования в мировое образовательное пространство» [97].
Это приводит к пониманию потребности решения следующих вопросов: формирования единой политики и стратегии выхода высшей школы России на мировой рынок образовательных услуг, развития кооперационных межвузовских программ федерального и регионального уровней, координации и взаимопомощи в вопросах сервисного обеспечения международных связей, активизации информационного обмена, организации работы с кадрами, разработки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов международных служб вузов, экспертно - консалтинговой системы, построения экономически оптимальных для высшей школы России механизмов работы на мировом рынке образования и науки.
18
> способ работы студентов, образовательные материалы (средства), какой материал изучается и формы оценки [4, с.159].
М. ГуДкад, дает также три уровня развития нововведений: учебный план, политический уровень, институционно-инструктивный [4, с.159].
Л. Майлс описывает 11 примеров новшеств в зависимости от трех аспектов: целей образования, адаптации, применения [4, с.159].
И. Фурлан разделяет новшества на следующие группы:
> глобальные (которые относятся к системе образования и воспитания в целом);
> частичные (которые охватывают только отдельные виды учебных заведений и отдельные учебные дисциплины);
> случайные (которые появляются неконтролируемо, а их реализация осуществляется без какого-либо плана) и систематические или плановые (которые вводятся в учебный процесс согласно разрабатываемой системе и т.п.) [4, с.159].
Инновации в зависимости от их масштаба можно подразделить также на локальные и единичные, не связанные между собой; комплексные, взаимосвязанные между собой, системные, охватывающие всю школу или вуз.
В качестве источников идей обновления вуза могут быть:
»-л
> потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;
> воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;
> достижения комплекса наук о человеке;
> передовой педагогический опыт;
> интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
> опытно - экспериментальная работа;
19
> зарубежный опыт.
Обобщая эти классификации, представляется возможным разделить все инновации в системе образования на:
^ содержательные - в целях и содержании;
^ методические - в методах, средствах, формах, технологиях;
> структурные - в формах и способах организации образования.
Таким образом, диссертант, определив основные типы инновационных
процессов в образовании, далее считает нужным остановиться на инновационных процессах, присущих современной системе образования, которая в настоящее время претерпевает существенную трансформацию в результате развития процессов интернационализации образовательных систем различных стран мира по трем основным направлениям: глобализации, интеграции в мировое образовательное пространство и транснационального образования. Эти кардинальные изменения предъявляют к национальным системам высшего образования ряд требований, для выполнения которых необходимы инновационные процессы в этих системах:
> открытость образования, придание ему творческого характера;
> свободный доступ к информационным ресурсам всего мирового сообщества;
> личностная ориентированность процесса обучения, гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности;
> обеспечение всеобщего доступа к образованию, адаптация национальных образовательных систем к международным уровням подготовки;
> достижение свободы выбора и плюрализм образовательных возможностей, а также автономии образовательных учреждений.
В связи с этим одним из важнейших инновационных процессов в высшем образовании является процесс его гуманизации. Современная педагогика под гуманизацией образования понимает «ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отно-
- Київ+380960830922