Ви є тут

Профессионализм и управленческая культура муниципальных служащих: социологический анализ

Автор: 
Хренков Владимир Петрович
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
233
Артикул:
193638
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ......................................................16
1.1. Теоретико-методологическая база исследования.............16
1.2. Социальная сущность муниципальной службы в системе местного самоуправления.......................................33
1.3. Социокультурные условия и инновационный характер
профессионального развития муниципальных служащих.............55
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ.............................................85
2.1. Методические основы социологического анализа кадрового
корпуса муниципальных служащих ...............................85
2.2 Социологический анализ профессионального развития
муниципальных служащих.......................................110
2.3. Регулирование процесса профессионального развития
муниципальных служащих.......................................149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................184
БИБЛИОГРАФИЯ........................................193
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................213
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Главным вопросом современной российской действительности является вопрос о существенном, реальном повышении уровня жизнеспособности государства и общества, о создании объективных и субъективных условий для решения фундаментальных проблем страны, связанных с реализацией проекта демократической трансформации, то есть построением правового государства, формированием свободной рыночной экономики и гражданского общества, достижением высокого уровня материальной и духовной жизни людей. Острота данного вопроса усугубляется тем, что основные противоречия старой советской социальной системы, приведшие ее к глубокому системному кризису, в значительной степени не были разрешены реформами последних лет. Эти противоречия воспроизводятся в новой, создаваемой социетальной системе в измененной форме. Более того, к ним добавляются другие, не менее болезненные, противоречия, и новая система оказывается по-прежнему малоэффективной, уязвимой и негуманной, что вовсе не снимает с повестки дня объективной потребности в ее дальнейшей трансформации.
Однако Россия все еще обладает значительными возможностями ускоренного и устойчивого развития. Важнейшей стратегической задачей является обоснование курса, ведущего к созданию условий для реализации имеющегося потенциала страны, к ее сбалансированному развитию, а также определение наиболее слабых звеньев, мешающих воспользоваться возникшим «окном возможностей» для осуществления общего стремления прогрессивных сил общества, не откладывая далее решения накопившихся проблем, преодолеть кризис, переломить негативные тенденции и идти по пути позитивного, конструктивного развития.
3
Каковы же основные особенности этой новой модели управления, которые подтверждены практикой?
Во-первых, особо выделим необходимость проявления и утверждения ее гуманистической функции, без чего социальное управление неизбежно вырождается в манипулирование людьми, в технологию достижения любых целей любыми средствами. Это становится чрезвычайно опасным в современную эпоху, ставя вопрос о существовании самого человечества.
Во-вторых, подчеркнем приоритетное значение в новой модели управления связи с наукой, образованием, культурой, духовностью, социальным творчеством, где саморазвитие личности в государстве является высшей ценностью, самоцелью и базовым условием развития государства и общества.
Мир идет к новой парадигме раскрытия жизненных сил человека не только через глобальные, но и местные сообщества. Последние представляют собой новый тип организации жизни граждан, способный обеспечить всем проживающим в пределах микротерритории более полную свободу для проявления личной инициативы, самостоятельности, доступ к современным знаниям, культуре, средства для удовлетворения потребностей, для реализации духовно-творческих способностей.
Выход из состояния кризиса государственного управления сегодня -это освобождение государства от несвойственных ему властных функций регулирования всех сторон общественной жизни, что конкретно предполагает совершенствование методологии и технологии социального управления; всемерное развитие гражданских институтов общества на всех уровнях управления, включая муниципальный, за счет
22
самоорганизации, прежде всего, самих муниципальных образований как органов самоуправления1.
Таким образом, в современных условиях, когда закономерно глобализирующийся мир становится не только технологически и информационно могущественным, но и социально несправедливым, бездуховным, не только более открытым и транспарентным, но и чрезвычайно опасным, уязвимым2, переход общества в качественно новое состояние становится возможным лишь на основе нового социального знания и качественно иной системы управления.
"Увеличение степени риска уязвимости человечества вызвано, во-первых, тем, что природа уже не справляется самостоятельно, как раньше с тем вредом, который ей приносят люди. Сама общественная жизнь многократно усложнилась, ускоряются темпы, растут масштабы социальных изменений, расширяется свобода индивидуальных действий, и восприятие мира в человеческом сознании не становится более адекватным и менее иллюзорным. При этом теория развития общества находится в состоянии очевидного беспорядка"3.
В этих условиях важное значение приобретает дальнейшее развитие социально-гуманитарного знания, в частности, социологии в контексте изучения процессов регулирования социальных изменений с целью сохранения целостности социальных систем, повышения их
1 О становлении и развитии института местного самоуправления в России см.: Гладышев А.Г. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. Москва, 1999; Мостовой В.Г. Местное самоуправление в России: концептуально-стратегические аспекты становления и развития. М., 2000; Уваров Л.А. Местное самоуправление и государственное управление в Российской Федерации: проблемы идентификации, взаимодействия и развития. Оренбург, 2001; Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. М., 2002; Гладышев А.Г., Иванов В.H., Савченко Е.С. и др. Муниципальное управление.
М., 2002.
2 Человечество ныне впервые начинает понимать, что оно вовсе не бессмертно. И это новое его состояние проявляется нс только на глобальном уровне. "Апокалипсис, - пишет, например, известный социолог
Э. Гидденс, - стал банальной возможностью повседневной жизни; потому, как и все параметры риска, он может стать реальностью". (См.: Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории. Антология. М.,
1995. С. 347).
3 Giddens A. Prospect for Social Theory Today // Berkly Journal. Vol. 23 P. 201.
23