Ви є тут

Социальный феномен глянцевых журналов в культуре потребления молодежи : на примере Саратовской области

Автор: 
Долгова Юлия Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302314
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3
РАЗДЕЛ I. Глянцевые журналы в раку рсе социологии культуры 14
РАЗДЕЛ II. Классификация стилей жизни современной молодежи
(на материалах глянцевых журналов)................................51
РАЗДЕЛ III. Социальные практики потреблении
глянцевых журналов и ресурсы влияния в молодежной среде...........90
Заключение.......................................................119
Библиографический список.........................................125
Приложения.......................................................140
I/
Введение
13 современной действительности культура является интегрируемым продуктом общества. Ее практики формируются благодаря множеству и разнообразию установок, избыточность которых приводит к трансформациям, что, в свою очередь, побуждает общество к потреблению. Социокультурные установки привносят в социальные группы определенный дисбаланс, приводящий к изменениям. Данным изменением выступает потребительство, благодаря которому трансформируется повседневная реальность.
Следует сказать, что потребление всегда играло значимую роль в культурных практиках, однако масштабы и отношение к данному феномену менялись в зависимости от уровня развития обществ. В настоящее время потребление принимает различные формы и осуществляется в разнящихся масштабах, порой трансформируясь в негативно оцениваемое потребительство отдельного человека или целых социально-экономических систем. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, лавинообразным распространением культуры потребления в нашей стране, что позволяет говорить о современном обществе как о потребительском обществе, организованном вокруг потребления, основной идеей которого является не только удовлетворение многообразных потребностей людей, но и конструирование новых. Социологическая рефлексия потребления обширна, чаще всего общество потребления и связанные с ним феномены подвергаются критике, тем не менее потребление и окружающие его атрибуты реальности становятся значимым культурным и социальным феноменом.
В настоящее время «культура потребления» активно распространяется, и поэтому в обществе массового потребления можно выделить такую характерную черту как изобилие товаров и/или услуг, что приводит к
различным образом на нас воздействует»3. Возможно, в социуме молодежь сознательно или бессознательно подражает друг другу и становится похожей на других людей, окружающих. Активное участие в этом принимают глянцевые журналы, страницы которых позиционируют определенные стилевые стратегии, приводящие молодое поколение к стремлению быть идентичными в обществе. Впоследствии практики потребления могут быть тождественны потребительским привычкам иных молодых людей той же социальной группы. Большое внимание коллективному поведению уделял Г. Блумер. По мнению автора, общество формируется благодаря активности социальных субъектов и их социальных действий, которые проявляются в различных формах коллективного поведения молодежи. «При коллективном возбуждении личный характер индивидов ломается с большой легкостью и, таким образом, создаются условия для реорганизации pi образования новых форм поведения. При коллективном возбуждении индивиды могут начать придерживаться таких линий поведения, о которых прежде они, вероятно, и не помышляли и, еще менее вероятно, что осмелились бы придерживаться»4. Медийная продукция, а именно глянцевые журналы оказывают влияние на личность подрастающего поколения, благодаря которому индивидуальные установки изменяются и трансформируются в массовое сознание и поведение молодежи, что приводит к массовости среди молодого поколения. Здесь мы можем найти объяснения силе влияния групповых ценностей, определяющих, в том числе, и потребительское поведение молодежи.
Потребительские практики изменяют молодое поколение, вследствие чего оно проходит процесс трансформации, иначе сказать, эволюционирует. Как утверждал Г. Спенсер, «постоянно накапливающиеся и усложняющиеся надорганические продукты, вещественные и духовные, образуют новый класс факторов, которые становятся все более и более влиятельными
' Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, 2001. С. 180.
4 Blumer II. Symbolic interactionism: Perspective and Method. Berkeley: University of California Press. 1969. P. 147.
16
причинами изменений»5. Потребительские практики молодежи подвержены регулярным изменениям. Медийная продукция, или глянцевые журналы являются яркими проводниками социокультурных трансформаций или эволюционированием потребительских практик молодого поколения. Изначально глянец существовал как культурный проект, содержание которого направлялось на обогащение духовной жизни (литературные произведения, рассказы, анекдоты) с течением времени произошла эволюция или трансформация глянцевого журнала. В настоящее время в глянце акцент с духовности сместился на материально-потребительскую жизнь (товары, услуги).
Благодаря дифференциации в социальной эволюции формируется система действия, которая заключается в трансформации форм, от простых к сложным. Система действия, по Т. Парсонсу, означает взаимодействие молодежи с социальной и природной средой, в рамках которой действие «образуется структурами и процессами, посредством которых люди формируют осмысленные намерения и цели и более или менее успешно их реализуют в конкретных ситуациях»6. Молодежь дифференцируется благодаря классовому сознанию, приводящему к некоторому воздействию глянцевого журнала, который транслирует статусные атрибуты потребления.
Вследствие этого общественное сознание, в том числе и молодого поколения, рискует стать зависимым от потребляемых товаров. Понятие «риск» интерпретирует Э. Гидденс: «Риск - это не то же самое, что опасность или угроза. Понятие риска связано с активным анализом опасности с точки зрения будущих последствий»'. По мере того, как с течением времени происходит увеличение потребительских привычек, так впоследствии усложняются процессы замещения вещами, что приводит к распространению
5 Спенсер Г. Научные основания нравственности. Данные науки о нравственности. М.: ЛКИ, 2008. С.103.
6 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Современная западная теоретическая социология. М.: ИНИОН РАН, 1994. С. 104.
7 Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. С. 39.
17