СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы анализа предпринимательства как феномена культуры........................ 16
1.1. Предпринимательство как элемент хозяйственной
культуры общества................................................. 16
1.2. Культурная среда предпринимательской деятельности............ 28
1.3. Социокультурный контекст формирования предпринимательской деятельности в современной России................................ 44
Глава 2. Структура и культурно-цивилизационная специфика профессиональной деятельности предпринимателя.................... 63
2.1. Профессиональные универсалии производственной деятельности предпринимателя.................................................. 64
2.2. Цивилизационные модели организационно-управленческой деятельности предпринимателя..................................... 77
Глава 3. Овладение предпринимательством как профессией:
опыт распредмечивания культурных смыслов.......................... 96
3.1. Освоение универсальных принципов работы на рынке:
в поисках субъект-субъектных отношений............................ 99
3.2. Специфика деятельности российского предпринимателя: между организационным и корпоративным типами
управленческой культуры......................................... 123
Заключение....................................................... 155
Список литературы................................................ 159
Приложения........................................................ 181
2
Введение
Актуальность темы. Рыночные преобразования экономики в эпоху перестройки вывели на авансцену новых субъектов хозяйственной деятельности - предпринимателей, которые смогли достичь реальных успехов в своей деятельности. В массовом сознании, затем - и среди специалистов распространилось отношение настороженности к чужому успеху. В нем стали усматривать парадокс судьбы, стечение удачных обстоятельств. Первоначально так думали и многие из тех, кто начинал свою предпринимательскую деятельность в самом начале 90-х годов. Однако за годы экономических преобразований их взгляды на бизнес и свою роль в хозяйственной деятельности изменились. Стабилизация рыночных отношений способствовала рефлексии предпринимателей по поводу собственной деятельности, ее оценке как специфической профессии. а не только везения, удачи, искусства, или уникальных способностей. Формирование такой позиции обусловлено также и общим настроем в российском обществе, которое фиксируется социологами: «любое занятие, чтобы быть успешным, требует особых знаний и специальной подготовки, материального оснащения и, наконец, профессионального отношения к труду».1
В современной исследовательской литературе, посвященной различным аспектам предпринимательской деятельности, управленческой культуре, менеджменту и маркетингу, отсутствует анализ изменения форм предпринимательской деятельности в России на протяжении 90-х годов, а также формирования ими своей профессиональной сферы. Этот анализ отсутствует во многом потому, что информация подобного рода рассматривается как закрытая, коммерческая тайна, а те аспекты, которые открываются самими предпринимателями (например - А. Довгань, Г. Форд, Л. Якокка) носят скорее рекламный, нежели аналитический характер.
1 Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997. С 331.
3
Со временем предпринимательство реже отождествляется с капиталом, и больше рассматриваться как ооганизаиия производства. не отягощенное правами собственности (Ж.Б. Сей, Дж.С. Милль). Функциональное разграничение между собственником и предпринимателем проводит К. Маркс в работе «Капитал» (1857), где он анализирует капиталистические отношения. К. Маркс выходит за пределы индивидуального действия в сферу классовых отношений и рассматривает предпринимателей как класс эксплуататоров в противовес рабочим, классу эксплуатируемых. Каждый из этих классов стремятся к реализации материальных интересов. Марк показал, что рабочий получает не полный эквивалент стоимости своего труда, а только часть его, необходимую для удовлетворения его необходимых потребностей. Не выплаченная рабочим прибыль и образует прибавочную стоимость, которую присваивает предприниматель, а затем использует ее для удовлетворения личных потребностей и для инвестиций в новые средства производства.1
М.Вебер и В.Зомбарт обратили внимание на другую сторону предпринимательства - его ценностную, социокультурную составляющую. Они изучали становление предпринимательского духа. который рассматривается как «совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйство-вание». М. Вебер разворачиваег систему социологических категорий экономического действия, которое представлялось ему как форма социального действия, вбирающего в себя властные и социокультурные элементы. М. Вебер утверждал, что культура возникает с переходом от аффективнонормативного к ценностно-рациональному регулированию человеческого поведения в обществе. При этом регуляторами поведения становятся не внешние табу, а внутренний мир. Традиционные нормы вытесняются рациональной мотивацией и целенаправленным регулированием, в основе которого лежит смысл действия, поддающийся исчислению, учету и контролю.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Том. 12. С. 710.
2 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Зомбарт В, Буржуа. Эподы по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.
18
При этом М. Вебер не просто выводит экономическое действие к ценностно-культурным ориентациям, он демонстрирует конкретноисторический характер формирования экономического интереса. Изучая социальные механизмы регуляции поведения людей, он отметил при переходе к высокоиндустриальному обществу замену «ценностно-ориентированного поведения» на «целеориентированное».1 Констатируя идеальные типы социального действия, М. Вебер выделил целерациональное действие, ориентированное на достижение результата, определенного формально-логически; и ценностно-рациональное действие, детерминируемое верой в абсолютные ценности. Опираясь на понятие рационализации, экономическая теория завершила построение модели «экономического человека» следующим образом: это рациональный индивид, максимизирующий собственную выгоду, которую он может определить логически и рассчитать численно в условиях свободы выбора и абсолютной полнагы информации.
В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер показывает становление западного предпринимательского духа в недрах протестантизма. Он противопоставил простой жажде наживы и авантюризму - чертам, унаследованным от средневековья, - иное, капиталистическое предпринимательство, связанное с рациональной организацией свободного труда и с использованием возможностей обмена для ненасильственного приобретательства. Этот предпринимательский дух, на котором вознесся капитализм Нового времени, имеет, по мнению М. Вебера религиозную основу - он вырастает из недр протестантизма. В кальвинистской версии протестантизма гармонично соединились истовая набожность и экономический материализм, но особенно в ней культивируется крайний индивидуализм. В результате твердость веры становится могучим орудием систематизации, упорядочения хозяйственной жизни, так как и человек, и капитал не должны пребывать в праздности, они должны работать, приумножая богатство.
1 Вебер М. Указ.соч.
19
- Київ+380960830922