Ви є тут

Интеграционная роль русского языка на Северном Кавказе : Этапы и факторы формирования социокультурного пространства

Автор: 
Сущенко Лариса Геннадьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270051
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................. 3
Глава 1. Язык в структуре культуры: теоретико-методологический
подход.............................. 19
1.1. Язык как феномен культуры............................. 21
1.2. Этнокультурное содержание языка....................... 32
Глава 2. Язык в поликультурных сообществах.................. 52
2.1. Специфика и факторы формирования государственного
языка.................................................. 52
2.2. Русский язык в политическом пространстве России:
ассимиляция или межкультурная интеграция............... 73
Глава 3. Социокультурная роль русского языка
на Северном Кавказе.................................... 104
3.1. Этапы социокультурной интеграции региона:
институциональный аспект............................... 105
3.2. Факторы снижения социальных
позиций русского языка на Северном Кавказе.............. 139
Заключение ........................................................... 158
Литература .......................................................... 166
2
Введение
Актуальность темы. Развитие этнополитических процессов на территории СССР в конце 80-х - начале 90-х годов привело к возникновению в бывших 1раницах Советского Союза ряда новых самостоятельных государств. Важной составляющей процесса их суверенизации явилось расширение статусных позиций, изменение языков титульных национальностей - они стали государственными. Данная стратегия языковой политики в новообразованных государствах объясняется как стремлением этноэлиг консолидировать титульные народы, так и желанием оттеснить от доминирующих позиций в социально-политической иерархии русскоязычные кадры, которые в подавляющем большинстве не владеют языками коренных народов.
Язык - один из наиболее консервативных элементов культуры сообщества, поэтому глубокие и относительно быстрые изменения в языковой сфере являются неотъемлемой частью принципиальных социально-политических и культурных изменений, служащих одновременно их индикатором и катализатором. Не случайно любой социальной революции предшествует стремление подорвать наиболее возвышенные и одновременно базовые идеи разрушаемого общества, которое внешне выражается в переосмыслении "сакральных" пластов функционирующего в этом обществе языка.
В полиэтничном обществе эта тенденция в культурной жизни приводит к борьбе за доминирование того или иного языка, которая наблюдается между борющимися за власть социальными силами, мобилизованными по этническому основанию. Эта борьба является важной составляющей суверснизационных процессов. Четко и в достаточно завершенном виде данный ход событий прослеживается на постсоветской территории, что позволяет ставить проблему рассмотрения трансформации социокультурного
з
этот процесс других, преимущественно аграрных коренных народов, что позволяло им сохранять свою культуру;
- уровнем социально-экономического развития коренных народов и
характером демографических процессов, им свойственных;
- сформированным слоем на базе русского языка и культуры
интеллигенции из числа представителей коренных народов.
6. Формирование социокультурного пространства Северного Кавказа на российской почве прошло ряд этапов, которые фиксируются на институциональном и семантико-смысловом уровнях. Институциональный уровень формирования социокультурного пространства фиксируется по индикаторам распространения русского языка на все новые социальные сферы функционирования северокавказского общества и вовлечение в русскоязычное пространство вес болсс широких слоев коренного населения.
На семантически-смысловом уровне становление социокультурного пространства на Северном Кавказе проявилось как формирование культурного диалога на базе русского языка, который прошел три этапа. На первом этапе происходит заимствование коренными языками лексических единиц, объясняющих те бытовые, хозяйственные нововведения на массовом уровне, которые сопровождали «физическое проникновение» носителей русской культуры в регион. Второй этап был вызван вовлечением масс в современные (экономические и политические) сферы деятельности и сопровождался освоением ими универсальных смыслов индустриальной цивилизации, заложенных в русском языке. Третий этап представляет собой собственно развитие межкультурного диалога. Он характеризуется проникновением интеллигенции коренных народов, с одной стороны, в ментальные смыслы русского языка, с другой стороны, - ее включением в современный социально-политический дискурс. Именно на этом уровне и возможен диалог, поскольку язык выступает уже не предметом освоения, а средством утверждения или обмена различающихся символических
ценностей в поле сформированных смыслов, единых для языков доминирующего и других народов.
7. Процессы межэтнической интеграции и ассимиляции имеют ярко выраженный языковой аспект проявления: расширение языковых
заимствований, вытеснение «родного» языка в бытовую сферу общения, а затем постепенный межпоколенный переход на государственный язык. Сравнение северокавказских народов показывает движение по этому пути осетин и адыгейцев и позволяет выявить факторы, обуславливающие этот процесс, проходящий на русской языковой основе:
- значительный численный перевес русского населения, создающий русскую языковую среду жизнедеятельности (Республика Адыгея);
конфессиональная близость с русским народом, в отличие от языковой и конфессиональной обособленности от других народов региона (осетины в Северной Осетии);
- притягательность для других этнических общностей паттернов жизнедеятельности доминирующей этнической группы.
8. К факторам снижения социокультурного статуса русского языка на Северном Кавказе относятся:
размывание институциональных основ индустриальной промышленности, которая выступала в регионе своеобразной этноэкономикой русских;
- резкое снижение численности русского населения, обеспечивавшего здесь русскоязычную среду как состояние повседневности;
идеологический спор по проблемам основ и содержания российской государственности, который, транслируясь в поликультурную среду Северного Кавказа, усиливает воздействие эгнонационалистических идей и что, в свою очередь, приводит к нарастанию нероссийских культурных ориентаций национальной интеллигенции;
17