ВВЕДЕНИЕ.......................................................... 3
ГЛАВА 1. Место и роль сельской школы в духовно-практическом развитии молодого поколения...................................... 14
1.1. Духовно-практическая составляющая общей культуры личности 14
1.2. Возрастание роли духовно-практической подготовки молодежи в условиях кризиса сельской школы.................................... 34
ГЛАВА 2. Основные источники и пути коренного обновления современной сельской школы как центра духовно-практического развития молодежи................................................... 69
2.1. Культурно-развивающий потенциал региона и духовнопрактическое развитие сельской молодежи.......................... 69
2.2. Основные направления модернизации сельской школы как центра
духовно-практического развития молодежи...................... 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................ 143
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития культуры коренным образом меняется место и роль образования как транслятора её достижений от поколения к поколению. Это обусловлено, во-первых, революционными изменениями в технике, технологии и организации производства и соответствующими им изменениями в профессиональноквалификационной структуре и социокультурном содержании общественного труда. Во-вторых, это связано с возрастанием роли науки и научных методов в деле обновления производства и общественных отношений, в деле развития управления, образования и культуры в целом. В-третьих, быстрый рост объемов потребляемой обществом общекультурной информации и все более динамичное обновление этой информации предполагают адекватные изменения всей системы общеобразовательной подготовки молодежи. К этому следует добавить, что трансформация общественных отношений в российском обществе коренным образом изменила не только структуру ценностных ориентиров молодежи, но и систему потребностей общества в человеке как носителе новых социальных качеств и свойств. Возникли и углубляются специфические для России социальные противоречия между потребностями общества в массе по-новому образованных людей и устаревающими формами развития образования, между функционированием школы как субъекта социализации молодежи и духовно-практической подготовкой последней к жизни в новых условиях.
Технологическая, экономическая, социально-политическая и социальнокультурная необходимость модернизации отечественного образования актуализирует научное осмысление всей совокупности возникших противоречий, тенденций и механизмов его развития.
Потребность общества в оптимизации образования должна найти, в первую очередь, научно-обоснованное выражение в перестройке сельской школы, в концепциях, принципах и практических рекомендациях, направленных на её
ва, от религии до науки, от проблем личности до средств массовой информации.
Культура всегда связана с творческой деятельностью и в своем как материальном, так и духовном воплощении оказывается неотъемлемой характеристикой человеческого разума и свидетельствует о степени его преобразующей силы при решении насущных проблем.
Социология культуры исходит из того, что культура «представляет собой сферу самореализации общественного индивида как субъекта культурноисторического процесса».1
Выступая в качестве одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций и т.д. В культуре отражается и закрепляется социальноличностное качество созидательного труда человека. Именно феномен культуры позволяет органически соединить в себе не просто производство вещей и сознания в его абстрактных формах, а производство самого человека как общественного человека, т.е. производство его во всем богатстве общественных связей и отношений, во всей целостности деятельностного существования.
Поскольку культура является стороной любой общественной деятельности, то мы вправе говорить об особенных способах ее проявления, что связано с пониманием культуры, во-первых, как меры общественного прогресса, во-вторых, как степени воплощения гуманистических целей и, в-третьих, как особой формы соединения духовных богатств, накопленных предшествующим развитием человечества, и духовных ценностей современного общества.
1 Злобин, U.C. Духовное производство и культура // Вопросы философии. - 1985. - №. 9. -С. 128.
15
Исследуя культуру, социология исходит из того, что назначение ее многообразно. Поэтому социологией культуры рассматриваются также и каналы, удовлетворяющие потребности людей в приобщении к эстетическим ценностям, оценивается эстетическое восприятие окружающей действительности.
Культура - это пространство воспитания, которое присущими ему методами способствует формированию не только эстетического, но и политического, правового идеала. Через экран, книгу, сцену, эстрадную площадку, залы музеев человеком познается творческая деятельность народа, его культура, его будущее. Однако же нарушение меры в подаче этого материала серьезно искажает работу учреждений культуры, подрывает веру и девальвирует ценности гуманистического образа жизни.
Каждый человек, живя в том или ином обществе, приобщается к культуре. В результате этой деятельности у человека формируется культура личности. Культура личности - это суть, мера освоения ею выработанных человечеством достижений.
Приобщение личности к культуре - это, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе овладения культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры.
«Культура личности есть система личностных свойств-ценностей (общезначимых принципов, идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков), усвоенных личностью в процессе социализации. Однако индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы ценностей, существующих в обществе. Влияние культуры на личность носит противоречивый характер. С одной стороны, оно осуществляется как социализация, то есть приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам, знаниям. С другой стороны,
16
- Київ+380960830922