2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию ролевых 16
конфликтов в социологии XX века
§ 1.1. Ролевые конфликты: основные понятия и типологии 16
§ 1.2. Ролевое поведение субъектов социального взаимодейст- 41
вия: особенности конфликтов юношеского возраста
Глава 2. Подросток в системе межролсвых взаимодействий. 60
Эмпирический анализ конфликтов
§ 2.1. Ролевое взаимодействие «учитель-ученик»: сотрудниче- 60
ство и конфликты
§ 2.2. Ролевые конфликты в семье как институте первичной 83
социализации • • '
§ 2.3. Бизнес-конфликты подростков как этап профессиональ- 101
но-ролевого самоопределения
Заключение 130
Библиографический список использованной литературы 132
Приложения 145
Введение
Актуальность исследования. Реформирование российского общества сопровождается кризисом и преобразованием социальных структур. Кризис в важнейших институтах социализации - семье, школе, трудовой деятельности -прежде всего, отражается на вступающем в жизнь поколении, от которого зависят судьбы реформ, будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие.
Пионер исследования подросткового и юношеского возраста академик И.С.Кон более пятнадцати лет назад указывал на скудость социальнопедагогических и социально-психологических исследований этого возрастного периода вследствие чего «групповой портрет "современного юноши"... выглядит расплывчатым, недостаточно конкретным" (И.С.Кон, 1982). С того времени положение в области исследования подросткового возраста не претерпело существенных изменений, между тем, социальная ситуация изменилась в корне.
Научная значимость нашего исследования определяется недостаточной исследованностью противоречии в процессе духовного, нравственного и социального развития подростков как социальной группы в условиях реформирования российского общества.
Сегодня исследование социальных проблем вступающего в жизнь поколения, поколения "ровесников перестройки", сознание которого не зашорено идеологическими штампами застойных лет, являются, как никогда, актуальными. Нормативно-ценностный кризис, сопровождающий реформирование российского общества, разрушение коммунистической системы воспитания - все это зачастую приводит к тому, что молодые люди не имеют целостного устойчивого мировоззрения, духовного стержня, скатываются на путь цинизма, нигилизма, безверия.
Нарушенная связь поколений - сегодня важнейшая проблема, ибо именно во взаимодействии старших и вновь вступающих в жизнь поколений воспроиз-
количественных и качественных методов, в том числе, использования метода типологического анализа и анализа содержания рефлексивной информации.
Эмпирические: 7. Ролевые конфликты подростков в основных институтах социализации носят по преимуществу "инновационный" характер: процесс освоения ролей и социальных норм подростками проходит в условиях реформирования общества, его социально-экономической нестабильности, отсутствия четких мировоззренческих ориентиров, духовного идеала; подростки проявляют активное социальное творчество, ролевые новации, что зачастую и ведет к конфликтам со старшими, тем более с поколением застойных лет.
Теоретическая и практическая значимость.
Научная значимость состоит, во-первых, в том, что разработанная нами типология ролевых конфликтов позволяет углубить понимание ролевого конфликта как социального явления, расширить сферу применения ролевой теории для анализа взаимодействий (и конфликтных, в том числе) личностей, групп, организаций.
Во-вторых, разработанная нами теоретическая схема механизма формирования ролевого поведения субъектов социального взаимодействия может послужить исходной точкой в разработке инструментария социологического исследования, а также средством переосмысления результатов уже проведенных исследований.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов при разработке системы мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования институтов социализации, а также конкретных шагов по оказанию помощи подросткам в их жизненном самоопределении, духовном становлении и исполнении социальных ролей Исследование может оказаться полезным в плане совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Результаты диссертационной работы могут быть использованы в преподавании социологии, социальной психологии, педагогики.
Апробация работы.
Полученные в диссертационном исследовании результаты использовались в преподавании курсов «Психология и педагогика», «Конфликтология» в Сибирском государственном университете путей сообщения.
Основные положения, выводы, идеи диссертационной работы докладывались и обсуждались на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Психодидактика высшего и среднего образования» (1998 г., г. Барнаул); Региональной межвузовской конференции «Совершенствование высшего профессионального образования молодежи» (1999 г., г. Новосибирск); Научно-практической конференции «Профессиональная деятельность и уровень подготовки специалиста» (1999 г., г. Новосибирск); Региональной научно-практической конференции «Транссиб-99» (1999 г., г. Новосибирск). Промежуточные результаты диссертационной работы представлялись на методологическом. семинаре кафедры социальной психологии в рамках повышения квалификации в ИППК МГУ в мае 1998 г. в период обучения там автора в качестве слушателя; на заседаниях кафедры «Социальная психология управления» СГУПС (1998, 1999 гг.)
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, и заключения, изложенных на 160 страницах машинописного текста.
Диссертация содержит 26 таблиц, 7 рисунков, 3 приложения. Список литературы содержит 197 наименований, из них 15 на иностранном языке.
- Київ+380960830922