Ви є тут

Ценностно-целевые приоритеты модернизации современного российского образования

Автор: 
Кочкаева Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193772
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................... 3
Глава I. Методологические проблемы исследования современного российского образования............................................... 13
1.1. Новая социальная реальность и кризис современной системы российского образования
1.2. Поиски новых моделей реформирования Российского образования.
Глава II. Ценностно-целевые приоритеты современной образовательной политики России........................................57
11.1. Приоритеты модернизации современного российского образования.
11.2. Болонский процесс и конвергенция национальных образовательных систем.
Заключение................................................. 132
Библиографии
137
3
ч

Введение.
Актуальность темы исследования. Развитие отечественного образования на рубеже веков характеризуется чрезвычайно сложными и противоречивыми процессами, обусловленными одновременным воздействием множества разно-направленных как объективных, так и субъективных факторов. С одной стороны, в развитии российского образования проявляются все тенденции и противо-речия, свойственные эволюционному развитию образования в мире и получившие название «кризис образования». В то же время Россия в конце XX в. вступила в этап кардинальных социально-экономических преобразований, рыночно-ных реформ, затронувших все сферы жизни России, в том числе и образование.
€ Образование есть важнейшая структурная составляющая современного бы-
тия. Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что ^ оно способствует совершенствованию социальной структуры общества, его эффективной деятельности и обеспечивает стабильное развитие всего социума. В ^ то же время характер системы образования определяется соответствующим типом культуры, меняясь вместе с ним. Поэтому именно гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.
Анализ всех аспектов сложного понятия «образование» позволил исследова-телям сделать важнейший теоретический вывод, что именно образование было и остается той ведущей социальной силои, с которой связана вся история человечества, социально-технического прогресса, позволившей построить современную цивилизацию и современного человека.
В современную эпоху, в период формирования информационной цивилизации проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма акту-. альными, поскольку нынешняя система образования закладывает контуры глобальной ситуации XXI века. Здесь образование выступает как стратегически важная сфера социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальный по-
13
Глава I. Методологические проблемы исследовании современного
образования.
1.1. Новая социальная реальность и кризис современной системы российского образования.
Образование - важнейшая функциональная компонента человеческого общества на протяжении всей его истории. Стратегической, основополагающей целью
I ' *
образования было и остается воспитание знающих, активных, социально и морально ответственных граждан. Существует множество самых различных подходов к пониманию образования, разных толкований этого понятия. Влияние образования, мера его ответственности перед обществом существенным образом усиливается с возрастанием сложности социальных связей, роли во всех областях жизни знания, информации, технологий. Это, в свою очередь, способствует тому, что образование становится фактором приобщения молодых людей к путям и способам решения задач, с которыми связано их будущее и с которыми им предстоит столкнуться. Всеобщность перечисленных целей образования выступает условием существования его как особого вида социокультурной практики, реализуемой через институты образования.
Постоянное совершенствование образования, повышение его качественного уровня и эффективности всегда составляли предмет общественной озабоченности. На рубеже Х1Х-ХХ вв. английский писатель Р.Киплинг, выражая указанную озабоченность, выразился с присущей ему парадоксальностью, но глубоко верно, по сути: «Образование - важнейшее из земных благ, если оно высшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Даже если учитывать, что образование - в значительной мере самосовершенствущаяся система, излишне уповать на это его свойство, поскольку образование нуждается в постоянной заботе со стороны общества и государства. Философская наука со времен своего возникновения и до наших дней всегда стремилась не только осмыс-
14
лить существующую систему образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образовательной системы будущего.
Неудовлетворенность общества состоянием образовательной системы, озабоченность ее внутренними и внешними противоречиями, стремление минимизировать их и привели к возникновению в первой половине XX века новой, прикладной по отношению к философскому знанию отраслей науки - социологии и философии образования. Объектом новых научных дисциплин является обобщенная педагогическая реальность прошлого и настоящего, выраженная в форме идей, направлений, концепций, систем, моделей, теорий, технологий, т.е. сумма документально зафиксированных знаний, относящихся к воспитательно-образовательной сфере. Предметом этих наук являются закономерные и устойчивые взаимосвязи методологических знаниевых структур, возможности и условия их взаимодействия в реальном образовательном пространстве. Отвечая потребностям времени, указанные науки решают следующие задачи:
-анализ и осмысление современного состояния систем образования; -исследование направленности стратегических изменений в сфере образования;
-изучение способов систематизации и структуризации педагогических знаний; -выявление наиболее оптимальных критериев и способов структуризации педагогического знания;
-исследование психолого-педагогических механизмов образовательных воздействий в рамках.
Насущная потребность в социологическом, философском осмыслении множащихся образовательных проблем и обосновании путей гармонизации ценностно-целевых аспектов образования с изменившимися образовательными потребностями общества стала еще актуальнее в связи с обострением кризисных явлений в образовательной системе и рядом неудачных попыток их преодоления, предпринятых без должной предварительной теоретической проработки.
Но для осмысления и определения перспектив развития образования, нам представляется необходимым для начала разобраться с исходной позицией, а