Ви є тут

Городская субкультура в социокультурном пространстве Кавказских Минеральных Вод

Автор: 
Белоусова Галина Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
193385
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В
СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ........................... 15
1.1. Социокультурное пространство как категория социологии культуры....................................... 15
1.2. Городская субкультура как часть социокультурного пространства................................... 35
1.3. Факторы формирования городской субкультуры.... 57
ГЛАВА 2. ГОРОДСКАЯ СУБКУЛЬТУРА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.................................. 77
2.1. Особенности развития городской субкультуры Кавказских Минеральных Вод................................ 77
2.2. Специфика современной городской субкультуры Кавказских Минеральных Вод............................... 101
2.3. Тенденции развития городской субкультуры КМВ. 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 142
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 1........................................ 159
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.......................................... 170
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Научная и общественная значимость изучения городской субкультуры обусловлена тенденциями урбанизации в современном мире. В настоящее время в городах живет основная масса населения, городской образ жизни культивирует современные стандарты социальных условий человеческого существования. Город характеризуется особым способом поддержания и развития социальных отношений, сохранения и воспроизводства ценностей и стереотипов, созданием и распространением особой интеллектуальной и духовной атмосферы, традиций поведения.
В городах, как в местах компактного проживания населения, занятого индустриальным трудом, производственным и социальным обслуживанием, трансляцией и созданием новых продуктов духовной культуры, рождаются и развиваются наиболее значимые социальные новации, закрепляются новые социальные отношения и традиции, что актуализирует исследование проблем городской субкультуры и ее роли в современном социуме.
Актуальность изучения различных аспектов городской субкультуры обуславливается необходимостью целостного восприятия действительности, в центре которой находится человек с его жизненными интересами, ценностями, проявляющимися не только в материальной, но и духовной жизни.
Особую актуальность приобретает исследование городской субкультуры Кавказских Минеральных Вод - курорта федерального значения, включающего около 10 городов и поселков городского типа со своеобразной инфраструктурой, включающей уникальную бальнеологическую базу, эффективную образовательную систему, научно-просветительные сообщества. Города Кавказских Минеральных Вод представляют собой редкое сочетание богатого исторического прошлого, развитой рекреационной базы, эстетической привлекательности, и являются не только уникальными здравницами, но и памятниками культуры.
3
социокультурном мире человека . Следует отметить, что даже когда исчезает субъект (индивид, группа, общество), создавший определенную культуру, что регулярно происходит в человеческой истории, его культура не исчезает, продолжает существовать и может быть воспринятой другими социальными субъектами. Баталов ЭЯ. по этому поводу пишет, что «хотя культура развивается в русле цивилизации, она, тем не менее, обладает достаточно устойчивой относительной самостоятельностью. Она может продолжать существовать - пусть в несколько размытом, фрагментаризованном виде - даже
л
после того, как породившая ее цивилизация отошла в небытие» . Следовательно, социокультурная сфера - специфическая реальность, где в конкретное историческое время осуществляет свою жизнедеятельность определенный социальный субъект в исторически сложившейся культурной среде. Яблокова
Н.И. отмечает, что социокультура выступает по отношению к социальному объекту как средовой фактор, как социальное пространство ее жизнедеятельности и самосуществования. Социокультура выступает и в качестве культурно-исторического фактора. Здесь она выражается в феноменах социального опыта, исторической памяти, традиций, обычаев, архетипов, обеспечивающих связь поколений и осознание человеком причастности к высшим ценностям. В социокультуру входит и сам социальный субъект, ибо он не только является носителем ее, но и активным участником ее обогащения»3.
Макс Вебер и его последователи видели эвристический потенциал категории социокультурности в ее способности преодолевать влияние экономического детерминизма при объяснении социально-экономических процессов в обществе. Согласно такому подходу социокультурным считается все, что связано не с непосредственной экономической деятельностью, а с ее
1 См.: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - СПб., 2000. - С. 256.
2 Баталов Э.Я. Единство в многообразии - принцип живого мира. // Вопросы философии. -1990.-№8.-С. 18.
3 Яблокова Н.И. Социальный субъект: генезис, сущность и факторы становления. - М., 1999.-С. 207.
16
духовными аспектами: «ценностными, мотивационными, идейными
факторами»1.
Отметим также, что и понятие пространства в данном исследовании использовано не случайно, потому что пространство - это не просто фиксированная сущность, это социально конструируемое понимание мира, продуцирующее сплетения социальных отношений, групповых солидарностей, в том числе региональных. В то же время, пространство - совокупность субъектных аспектов жизненной среды - место жизни, существования человека как личности и индивидуальности в её информационном, социальнонормативном, диспозициональном, коммуникативном, ментальном измерениях.
Терминологически понятие «пространство» является фундаментальным и базовым в структуре мироздания. Пространственные компоненты всегда присутствовали в развитии философских взглядов в качестве составной части научного познания. В философии возникло два подхода к рассмотрению пространства.
Первый - это концепция Демокрита и его сторонников и продолжателей Эпикура, Лукреция, И.Ньютона и т.д., в которых пространство есть пустота и одновременно не имеющее границ вместилище вещей.
Второй подход - это концепция Аристотеля, Г.В. Лейбница и других мыслителей, в которых пространство видится как свойство тел и множество мест взаимодействующих между собой тел, так как пустоты не существует.
Данная концепция была положена в основу теории географического детерминизма, представителями которой являются Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, а также представлена в работах русских философов (учение Л. Мечникова, «поля» и «леса» С. Соловьева, «этнические поля» и «антропогенные ландшафты» этнографа и географа Л. Гумилева и др.) Она брала свое начало с высказываний Гиппократа, четко подметившего влияние природных и
1 Зарубина H.H. Социально- культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М., 1998.-С. 242.
2 Лапин Н.И. Антроиосоциетальный подход: методологические основания,
социологические измерения // Вопросы философии. - М., 2005. - № 2. - С. 17-29; Лапин Н.И. Общая социология. - М., 2005. - С. 407.
17