Ви є тут

Социальная ностальгия как феномен духовной жизни общества

Автор: 
Широкова Елизавета Александровна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193865
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1. Методологии социологического анализа 15
ностальгии как феномена духовной жизни общества
1.1. Понятие и структура духовной жизни и место в ней 15 социальной ностальгии
1.2. Понятие социальной ностальгии и подходы к его 47 трактовке
Глава 2. Социальная ностальгия как символическое 85
реконструирование прошлого
2.1. Образы прошлого в массовом сознании как основа 85
социальной ностальгии
2.2. Социальная ностальгия в России и эмиграции: опыт 139 сравнительного биографического исследования
Заключение 179
Библиографический список используемой литературы 185
2
Введение
Акту альность темы исследования.
Ускорение исторического времени, повышение темпов общественных перемен, характерные для развития современного российского общества, приводят к увеличению социальных рисков и неопределенности будущего. Динамизм и противоречивость социальных процессов становятся фактором актуализации ностальгии, которая постепенно превращается в неотъемлемую часть повседневности отдельных индивидов и социальных групп.
Научный интерес к исследованиям ностальгии обусловлен как ее сущностными характеристиками, так и массовостью этого явления, представления о котором значительно трансформировались в XX веке. Тоска по родным краям, свойственная солдатам во время военных походов и впервые описанная в специальной медицинской литературе XVIII века как болезнь, не имеет ничего общего с современными распространенными представлениями о характере и природе ностальгии. Первоначально она понималась как чувство утраты, вызванное невозможностью вернуться в привычное пространство, где человек жил раньше. Изменения в обществе приводят к появлению новой формы ностальгии, связанной с невыполнимостью другого желания, - возвращения времени прошлого. На этом этапе правомерно говорить о возникновении социальной ностальгии как явления повседневности.
Существуют социально-психологические предпосылки изучения феномена ностальгии. В современном обществе она все чаще приобретает форму психологического эскапизма, направленного в прошлое, становится результатом появления целой группы социальных страхов людей перед лицом общества риска и глобальных перемен.
Политические предпосылки изучения феномена социальной ностальгии состоят в том, что манипуляция массовыми настроениями становится важной частью политической борьбы и управления государством. Ностальгические образы прошлого все более активно используются в рамках диалога власти и
однозначно. Духовная жизнь противопоставляется жизни мирской, секулярной, светской, в нее включается лишь религиозная сфера бытия человека10, причем духовная жизнь понимается как сущность любой религии, которая проявляется в «трансцендентных измерениях в человеческом существовании» как чувствительность, открытость по отношению к нефизическому11. В христианстве присутствует трактовка духовной жизни как желаемого, истинно жизненного пути, ведущего к спасению человека.
В психологии практически не используется понятие духовной жизни, так как исторически эта наука развивалась, в первую очередь, как «наука о душе». Теперь понятие души многие исследователи считают устаревшим12. В настоящее время психология сконцентрирована на изучении мира субъективных явлений, процессов и состояний, как осознаваемых, так и неосознаваемых самим человеком.
Тем не менее, в рамках отдельных отраслей психологии, таких как трансперсональная и духовная психология, исследователи возвращаются к идеям о сверхинднвидуальном единстве сознания, заложенным еще М. Лацарусом и X. Штсйнталем в «психологии народов». Духовная жизнь воспринимается как трансперсональное пространство, объемное и динамичное воплощение души. Эта идея поддерживалась на разных этапах развития психологической мысли (Г. Лсбоном, В. Вундтом, К.Г. Юнгом, В.Ф. Войно-Ясенецким, Р. Уолшем и др.). В настоящее время выдвигаются гипотезы о существовании единства духовной сферы земли и духовной сферы более высокого порядка, которую называют «душой народа», психосферой, «вечной философией», «коллективным бессознательным», «общей душой» и др.13.
10 Склярсвская Г. Словарь православном иеркоииои культуры. СПб.: Наука. 2002. С. 86.
” Мак-Ким Дональд К. Вестминстерский словарысологических терминов: Пер. с англ. М.: Республика, 2004. С. 119.
'' См. Немов P.C. Психология: в 3 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. I: Общие основы психологии. С. 658.
ь См. напр. Уолш Р. Основания духовности. /Пер. с англ. М.: Академический Проект. ОППЛ, Екатеринбург: Деловая Киша. 2000. С. 19-21.
19
На самом деле, эти взгляды были в большей степени восприняты социологами, чем психологами, гак что у нас будет возможность рассмотреть их детальнее в рамках социологического подхода.
Таким образом, мы переходим собственно к социологическому пониманию духовной жизни. В течение всего времени существования социологии как науки исследователей интересовала идея возможности разработки интегральной категории, которая объединила бы разноплановые явления, системы и процессы социальной жизни, связанные с творческой, интеллектуальной активностью индивидов, чья деятельность посвящена созданию и использованию идей, концепций, произведений искусства.
В данном исследовании мы проанализируем подходы к духовной жизни общества в рамках следующих направлений: макросоциологического (назовем эго направление парадигмой структуры), где мы рассмотрим марксистский подход к трактовке духовной жизни, концепции психологического направления в социологии и формальную социологию Г. Зиммеля, и микросоциологического, где обратимся к символическому интсракционнзму и феноменологической социологии. В свою очередь, это направление будем считать парадигмой действия.
В макросоциологических концепциях духовная жизнь понимается как одна из основных категорий, поясняющих сущность социального мира. Место и роль этого понятия в теоретической социологии в марксистской парадигме устанавливается при соотнесении с категорией «общественное сознание». В отличие от общественного сознания, представляющего собой совокупность духовных процессов, то есть, прежде всего, состояний сознания, в понятии «духовная жизнь общества» внимание акцентируется на процессах взаимодействия коллективного и индивидуального субъектов сознания и, соответственно, на исторически меняющихся общественных формах организации духовной деятельности и ее непосредственных результатах. Таким образом, категория духовной жизни рассматривается и
20