СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование ценностных
ориентаций в молодежной студенческой среде......................
§ 1.1. Ценностные ориентации студенческой молодежи:
классификации и содержание......................................
§ 1.2. Тенденции развития современной социокультурной среды
студенческой молодежи...........................................
Глава 2. Формирование и регуляция морально-нравственных ценностей современной студенческой молодежи в
России..........................................................
§ 2.1. Анализ основных ценностных и поведенческих установок
студенческой молодежи...........................................
§ 2.2 Иерархия ценностей и мотивов в динамике внешней
социокультурной среды...........................................
§ 2.3 Анализ основных ценностных и поведенческих установок
студенческой молодежи...........................................
Заключение..................................................
Библиография....................................................
Приложения.................................................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Исследование проблем социокультурной регуляции морально-нравственных ценностей молодежи в современной России яшшется актуальным для:
- создания механизмов обратной связи между молодежью и общественно-политическими институтами страны;
- для системы аффективного социокультурного контроля и влияния на систему подготовки высокопрофессиональных специалистов;
-для определения и обоснования государственной молодежной политики;
- для устойчивости состояния социокультурной системы ценностных ориентаций общества.
Интерес к ценностной проблематике в социологии обусловлен нормативно-регулирующим характером функций, которые выполняет система ценностей в обществе. Являясь результатом развития культуры общества, ценности обладают способностью влиять на процессы формирования и изменения культуры. Социальное пространство и время выстраивают определенную иерархию ценностей, которая находится в диалектическом единстве с конкретным этапом развития общества.
Динамику ценностей всего общества необходимо рассматривать как результат изменений ценностей и ценностных ориентации составляющих данное общество социально - демографических групп, классов, страт и отдельных личностей, которые могут иметь отличающиеся, а зачастую и приходящие в противоречия, системы ценностей. Поэтому особую актуальность приобретает анализ ценностей различных поколений, и прежде всего молодежи и ее специфической части - студенчества, которое как социальная группа характеризуется возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллектуалов.
4
деятельности и поведения субъек та в социальной среде2.
Условием существования и развития любого общества является наличие некоего набора непреложных идеальных образований, рассматриваемых в виде системы ценностей. Ценности, согласно Т.Парсонсу, есть высшие принципы, которые «вырабатывает» всякая социальная система для сохранения своего единства и целостности, обеспечение саморегуляции и консенсуса как в различных подсистемах, так и в системе в целом. Общество как целостная система, «в наши дни организованная в виде единого политического коллектива и является институционализирующей единой, более-менее интегрированной системой ценностей» . Они определяют принципы организации и структуры общества, являются фактором стабилизации всего общественного организма, обуславливают саму возможность его успешного функционирования.
Ценностную структуру общества схематично можно представить в виде усеченной многослойной пирамиды, составляющими которой являются общечеловеческие гуманистические ценности, ценности цивилизаций, ценности конкретных обществ, ценности различных социальных слоев, групп и, наконец, системы ценностных ориентации индивидов, каждый последующий слой такой иерархической структуры во многом определяется предыдущими слоями, служащими для них фундаментом формирования ценностей, их обоснованием и императивом.
'Общечеловеческие гуманистические ценности венчают эту сложную и многоярусную структуру ценностей. Они воспринимаются как нечто естественное, носят принципиально не инструментальный характер и составляют определенное смысловое пространство, в котором приобретают значимость и наполнение все остальные ценности. Роль гуманистических ценностей особенно велика в переломные, кризисные периоды развития общества. Это та нравственная основа, которая связывает любое общество
: Чупров В.И Мололое поколение на рубеже всков//Днапог.-2000.№9.-С22.
3 Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии/УСоинология сегодня.-1965.-С.ЗО
14
со всем человечеством, которая позволяет проследить преемственность в развитии общества даже в самые невероятные перипе тии его истории.
Жизнь - как высшая ценность, мир, добро, красота, а также ценности повседневного гуманизма (семья, интересная работа, хорошие отношения с друзьями и т.д.) всегда занимали верхние позиции в шкале жизненных ориентации у многих людей. Эго ярко продемонстрировало исследование, проведенное в 70-х годах под руководством В.А. Ядова4. Современные социологические исследования также показывают, что и в наше жестокое время люди сохраняют приверженность гуманистическим ценностям, что позволяет говорить об их универсальности.
По Э. Дюркгейму, общество - «творец и хранилище всех ценностей». В любом обществе существуют самые разные, порой противоречивые, ценностные представления. Но лишь одна определенная аксиологическая модель отражает сущность данного общества, обуславливает принципы его организации, образует конкретный тип социальных отношений. Только научное построение ценностей отражает цели и направленность общества, создает его внутренний стержень, служит основной классификации различных обществ.
Каждое общество имеет собственные ценностные представления о самом себе, о направленности общественного развития, о человеке и его месте в социальной системе, о «правильном» образе жизни и т.п. Утверждается определенный, главный тип ценностных ориентации, претендующий на обязательность. Каждое общество пытается реализовать определенный идеал общественного устройства. Наличие такого идеала способствует стабильности общества, - ого фактор, воздействующий на ценностное сознание людей, он определяет специфику целей жизни, возможных путей их реализации, вопросов анализа и решения различных проблем жизнедеятельности.
Доминирующее для данного общества построение ценностей
* Ялов В.А.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личносш.-Л..Наука, 1979._C.90
15
- Київ+380960830922